Татьяна Догилева


Семья

Таня родилась 27 февраля 1957 года в рабочей обычной семье, проживавшей в Московской области в деревне Ново-Михайловское Рузского района. Позже Догилевы получили квартиру в многоэтажном доме Пресненского района столицы.

Её папа, Анатолий Михайлович, и мама, Анна Афанасьевна, были работниками мукомольного комбината – простые люди, работяги. Детей своих очень сильно любили, ради них готовы были в лепёшку разбиться.

У Татьяны был ещё брат Володя, старше её на пять лет. Перед её рождением на экраны только вышла легендарная комедия «Карнавальная ночь». Володе сильно нравилась песня «Танечка» из этого кинофильма, и, когда родилась сестрёнка, именно он предложил назвать её Таней.

Сам Владимир появился на свет инвалидом, у него было искривление ног, и всю жизнь он двигался с палочкой. Для Догилевых это была трагедия. Но парень, несмотря на болезнь, рос открытым и добрым человеком. В молодости он был необыкновенным красавцем, и некоторые девчонки со двора в него даже влюблялись. Однако семью Танин брат так и не создал, работал на дому и всю жизнь прожил с родителями.

Мама была удивительной души человеком, всегда приходила на помощь любому. Она не только поддерживала добрым словом, но и материально помогала, даже если у неё самой это была последняя копейка. Выйдя на пенсию с завода, Анна Афанасьевна продолжила работать продавцом в хлебном магазине, потом в овощном ларьке, ведь нужно было содержать сына-инвалида.

Всегда родителям и брату помогала Татьяна, она была их поддержкой и опорой. Танин брат умер совсем молодым, чуть больше сорока лет ему было. Спустя несколько месяцев от онкологического заболевания скончался отец. Мама с трудом переживала эти потери, еле ходила, речь стала невнятной. Татьяна наняла для неё сиделку и до конца маминых дней заботилась о ней.

Семья Татьяны Догилевой

Семья Татьяны Догилевой была далека от кинематографа. Родители девушки лучшие годы жизни отдали работе на одном из предприятий Москвы, где изготавливали муку.

После выхода на пенсию родители прожили недолго. Сначала покинул этот мир папа Татьяны. Мужчина за несколько месяцев сгорел от рака. Затем умер старший брат женщины, который с детских лет был прикован к инвалидной коляске и тяготился этим. Мужчина чрезмерно выпивал, что и привело к его смерти. Переживая после смерти любимого супруга и сына, заболевает и мама нашей героини. У неё случается инсульт, в результате которого она, не приходя в сознание, умирает.

Потеряв почти всех родных, артистка стала понемногу выпивать. Но её удалось вовремя свернуть с плохой дорожки. Сейчас она не употребляет спиртное и занимается спортом. Из всех родных у Татьяны Догилевой осталась единственная дочь.

Детские и школьные годы

Так как родители Догилевой сами имели низкооплачиваемые профессии и жили бедно, они постоянно твердили своим детям, что нужно получать высшее образование. На поступление в ВУЗ они настраивали малышей ещё с детского сада.

Таня росла общительной девочкой, после школы часто забегала к соседке Анне Егоровне послушать её истории и отведать чая с блинами, которые та была мастерица печь.

А ещё Татьяна с самого детства была очень впечатлительной. Когда ей было пять лет, она посмотрела в кинотеатре франко-итальянскую картину «Три мушкетёра». Тут же влюбилась в главного героя и с тех пор играла во дворе с друзьями только в мушкетёров. Чуть позже она увидела «Гусарскую балладу» и теперь непременно представляла себя в образе Шурочки. Ну, а после просмотра в одиннадцатилетнем возрасте «Ромео и Джульетты» режиссёра Франко Дзеффирелли девочка просто заболела киноискусством.

Таню отдали в хорошее школьное заведение при Академии педагогических наук, где ребят часто водили в культ-походы на театральные постановки. То, что происходило на сцене, девочку захватывало полностью и сильно впечатляло. Особенно Татьяне запомнился спектакль «Питер Пен», ей там всех было жалко до слёз.

Но в раннем возрасте, когда она училась ещё в начальных классах, Таня мечтала о цирковой профессии. Все данные для этого у неё имелись, она росла очень активным ребёнком. При школе было множество кружков, и Татьяна начала заниматься в хореографическом, где проявляла чудеса гибкости.

Там она занималась до четвёртого класса, и дальше надо было записываться в студию при цирковом или хореографическом училище. Девочка естественно выбрала свою мечту – цирковое. Она дошла до третьего отборочного тура, но в результате её не взяли. Преподаватели тогда сказали, что Таня не обладает сценической внешностью, это сильно ударило по её самооценке.

Месяца два она рыдала, решив, что жизнь закончена, так как ей никогда не удастся полетать под куполом цирка. А после решила заняться художественной гимнастикой при «Крыльях Советов». Причём ввиду её гибкости девочку сразу брали в сильную группу по спортивной гимнастике, но она предпочла художественную. Потому что там был большой конкурс, и ей не хотелось идти по лёгкому пути, так Таня оттачивала свой сильный характер. Её взяли в секцию, несколько лет она тренировалась и получила второй разряд.

Но всё больше манили театр и кино. А когда она в четырнадцатилетнем возрасте попала в студию юных актёров при Центральном телевидении, увидела живых телеведущих и артистов, то пришла в дикий восторг. Тогда она поняла, что будет после школы штурмовать театральные институты. Для этого у неё были все предпосылки: красивая, яркая, отличница, замечательно читала стихи.

Институт и театральная карьера

Догилева подала документы в школу-студию МХАТ, но туда её не приняли. А в ГИТИС она поступила с первого раза в 1974 году. На вступительных экзаменах Таня читала стихотворение Е. Евтушенко «Отверженная», отрывок (разговор двух дам) из «Мёртвых душ» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Она попала на курс В. П. Остальского, вместе с ней учились известные сейчас актёры – Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков.

Мама безумно радовалась, что Таня станет артисткой. А отец был не очень доволен, сказал: «Ты ведь такая умная, тебя могли везде бы взять». В 1978 году Догилева окончила ГИТИС с дипломной постановкой «Много шума из ничего», где ей досталась роль Беатриче.

На большую сцену Татьяну вывел художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. Он сразу разглядел в ней яркую, темпераментную, характерную актрису. Догилева играла строптивую и озорную Нельку в постановке «Жестокие игры». Её партнёром был Александр Абдулов.

В 1985 году Таня ушла из «Ленкома» в Драматический театр имени Ермоловой. Туда как раз пришёл новый главный режиссёр Валерий Фокин, он задействовал её в новых постановках:

  • «Говори»;
  • «Спортивные сцены 1981 года»;
  • «Шаткое равновесие»;
  • «Наш Декамерон».

В начале 90-х годов дела в театре пошла на спад, коллектив покинул Фокин, Татьяна в труппе числилась, но на сцену почти не выходила. Периодически её приглашали в другие театры, где она играла:

  • в «Орестеи» (Центральный академический театр Российской армии);
  • в «Чествовании» (театр Антона Чехова);
  • в «Безобразной Эльзе» и «Двенадцатой ночи, или Всё равно что» (театр имени Моссовета);
  • в «Невероятном сеансе» (антреприза Михаила Козакова);
  • в «Идеальном муже» (театр-студия под руководством Олега Табакова).

Биография Татьяны Догилевой

Сценическая судьба Татьяны Догилевой началась с успеха в дипломном спектакле «Много шума из ничего», где она сыграла Беатриче. После этого актрису пригласили три столичных театра, но она выбрала Московский театр имени Ленинского комсомола, в котором работала до 1985 года.

На сцене «Ленкома» Догилева играла Нелли в спектакле «Жестокие игры» в постановке Марка Захарова, ставшем театральным событием.

Перейдя в 1985 году в Театр имени М.Н. Ермоловой, Догилева участвовала в постановках режиссера Валерия Фокина » Спортивные сцены 1981 года», «Говори», «Шаткое равновесие», в спектакле Романа Виктюка «Наш Декамерон».

В восьмичасовой постановке Петера Штайна «Орестея» Эсхила (1994) на базе Театра Российской армии Догилева сыграла Электру. По отзывам критики, спектакль стал главным событием российского театрального сезона, а позже, во время международного гастрольного турне, заслужил признание зрителей Франции, Германии, Греции, Великобритании и Нидерландов.

Среди театральных работ Татьяны Догилевой в 1990-х годах «Двенадцатая ночь, или Все равно что» в Театре Моссовета, «Невероятный сеанс» в антрепризе Михаила Козакова.

В Театре Антона Чехова Татьяна Догилева играла в спектакле «Чествование». В Театре-студии под управлением Олега Табакова она была занята в спектакле «Идеальный муж», поставленном в 2004 году.

Актриса занята также в антрепризных проектах.

В 1998 году Татьяна Догилева дебютировала как театральный режиссер – в антрепризе Михаила Козакова поставила романтическую комедию «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда «Частная жизнь».

Затем ею были осуществлены постановки «Не отрекаются любя…» (Театральное агентство «ЛеКур», 2000), «Московские страсти» по пьесе Островского «Не все коту масленица» в антрепризе Козакова, комедия «Дама ждет, кларнет играет» (2004) в творческом объединении «Дуэт». В 2011 году в Центральном Доме культуры железнодорожников состоялась премьера спектакля «Падшие ангелы», где Татьяна Догилева, как и почти во всех своих постановках, выступила в роли режиссера и актрисы.

В кино Догилева дебютировала в 1971 году в роли радистки в кинофильме «Отдать швартовы!». Ее первой главной ролью стала Нина в картине «Безбилетная пассажирка» (1978). В последующие годы она снималась в фильмах «Василий и Василиса» (1981), «Частная жизнь» (1982), «Покровские ворота» (1982), «Вокзал для двоих» (1982), «Нежданно-негаданно» (1983) и многих других.

Этапной стала роль продавщицы Надежды в картине «Блондинка за углом» (1984) режиссера Владимир Бортко, где в дуэте с Андреем Мироновым актриса открыла для экрана новый социальный тип – по-женски очаровательной, но твердо стоящей на ногах хозяйки жизни из «всемогущей» советской сферы обслуживания.

Большую популярность у зрителей актрисе принесла главная роль медсестры Лиды в картине «Забытая мелодия для флейты» (1987) режиссера Эльдара Рязанова.

За роль Марины в драме «Афганский излом» (1991) режиссера Владимира Бортко она была удостоена премии «Кинотавр».

Интересна актерская игра Догилевой в фильмах «Жених из Майами» (1994), «Привет, дуралеи!» (1996), «Восток-Запад» (1999). Среди работ последних лет – главные роли в ситкоме «Люба, дети и завод» (2005-2006), сериалах «Бомжиха» (2007, 2009), «Мой» (2009), «Фарфоровая свадьба» (2011), «Свет и тень маяка» (2014-2016), «Джинн» (2016).

Всего актриса сыграла свыше 120 ролей.

В 2007 году Догилева как режиссер сняла фильм «Лера» (2007), который был удостоен премии на кинофестивале «Золотой феникс» в номинации «Дебют».

В 2015 году она дебютировала в качестве режиссера в короткометражном кино картиной «Горизонт». В фильме Догилева одновременно выступила и как автор сценария, продюсер и исполнительница главной роли.

Помимо работ в театре и кино Догилева творчески реализовывает себя на литературном поприще. В 2010 году вышел в свет ее роман «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», где актриса описывает жизнь глубинки, нравственную деградацию столичных богачей, продажность и беспринципность телевизионных деятелей.

В 2014 году была выпущена ее книга «Тогда, сейчас и кот Сережа», своего рода дневник известной артистки.

Татьяна Догилева – Народная артистка РФ (2000).

Актриса была два раза замужем. От супружеского союза с драматургом Михаилом Мишиным у Догилевой есть дочь Екатерина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кино

Режиссёры кино заметили молодую талантливую артистку после спектакля «Жестокие игры» в «Ленкоме» и стали приглашать её на съёмки. Несмотря на то, что Таня полностью отдавалась театру и выкладывалась на сцене стопроцентно, ей хотелось большего – популярности и славы. А этого можно было добиться только в кино. Сниматься она начала много и с удовольствием.

Её дебют состоялся в картине «Безбилетная пассажирка» в 1978 году, где она сыграла молодую штукатурку Нину, которая решила отправиться на БАМ, но забыла купить билет на поезд. В этом же году на советские экраны вышла кинолента «Поздняя встреча», где Догилевой досталась роль Тани Гущиной – дочери главного героя, которого играл Алексей Баталов. Затем была Юленька Кукушкина в музыкальной комедии «Вакансия» по пьесе Островского «Доходное место» и Настя, дочь Вологжиных, в драме «Василий и Василиса».

А в 1982 году уже вышло несколько картин с Татьяной Догилевой, и среди них знаменитые «Покровские ворота», сделавшие актрису звездой.

После этого Татьяна стала настолько востребованной, что только в 1983 году вышло сразу семь фильмов с её участием:

  • «Вам телеграмма»;
  • «Кое-что из губернской жизни»;
  • «Петля»;
  • «Нежданно-негаданно»;
  • «Вольный ветер»;
  • «Дважды рождённый»;
  • «Отцы и дети».

В 1984 году вышла любовная трагикомедия режиссера Владимира Бортко «Блондинка за углом». Догилевой досталась главная роль Надежды, работающей в торговле. А её партнёром по фильму был Андрей Миронов, сыгравший бывшего учёного Николая Порываева. Картина имела невероятный успех у зрителей, только в 1984 году её увидело 24 100 000 человек.

Догилева не всегда играла главных героинь, но её второстепенные персонажи были такими, что запомнились зрителю надолго:

  • Марина, дочь Любомудрова в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте»;
  • Михайлова в «Личном деле судьи Ивановой»;
  • Валя в картине «Не ходите, девки, замуж»;
  • Анна в «Бармене из «Золотого якоря»;
  • Полина Челубеева в фильме «Мой любимый клоун».

В 1987 году Таня сыграла ещё одну свою знаменитую роль – медсестру Лиду в «Забытой мелодии для флейты». Режиссёр Эльдар Рязанов снял картину по сценарию Эмиля Брагинского. В ней показан закат советской власти и внезапно вспыхнувшая любовь между представителями разных сословий – высокопоставленного чиновника Леонида Семёновича Филимонова и медсестры из его управления Лидии. Партнёром Догилевой был Леонид Филатов. На тот момент в Советском Союзе объявили гласность, и в картине впервые были затронуты запретные темы: секс, чиновничий бюрократизм, скудность быта обычных советских граждан.

После «Забытой мелодии для флейты» на актрису Татьяну Догилеву начался настоящий бум. Очень много поступало предложений от режиссёров, множество разноплановых ролей сыграла эта талантливая женщина:

  • Тамару в «Яме»;
  • Катю в «Афганском изломе»;
  • Наталью в «Говорящей обезьяне»;
  • любовницу генерала Киримова Зою Анатольевну в фильме «Линия смерти»;
  • Марину в «Охоте на сутенёра»;
  • Любочку-паспортистку в картине «Не хочу жениться!»;
  • Вику в «Импотенте»;
  • Свету в «Детях понедельника»;
  • Ольгу в фильме «Восток-Запад»;
  • Киру в «Бульварном переплёте».

Таня снималась у самых именитых режиссёров, её партнёрами были лучшие российские актёры, а фильмы с участием Догилевой навсегда вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа.

С началом 2000-х годов актриса всё больше стала сниматься в сериалах:

  • «Участок»;
  • «На вираже»;
  • «Виола Тараканова 2»;
  • «Гибель империи»;
  • «Моя прекрасная няня»;
  • «Люба, дети и ;
  • «Доктор Тырса»;
  • «Ангел в сердце»;
  • «Мамочки».

Творческие достижения Догилевой многократно оценивались по заслугам:

  • в 1989 году она стала Заслуженной артисткой РСФСР;
  • в 1992 году получила премию «Кинотавр», так как исполнила лучшую женскую роль в картине «Афганский излом»;
  • в 2000 году Татьяна получила звание Народной артистки России.

Другие таланты

Замечательно себя проявила Догилева и как режиссёр. В 1998 году её дебютом стала постановка «Лунный свет, медовый месяц» по произведению английского писателя Ноэля Кауарда «Частная жизнь». Ещё Татьяна поставила в антрепризе Михаила Козакова «Московские страсти». В театре-студии «Дуэт» под её руководством состоялись следующие спектакли:

  • «Не отрекаются, любя…»;
  • «Падшие ангелы»;
  • «Дама ждёт, кларнет играет».

Зрители очень тепло приняли все её режиссёрские работы, а вот критики были неугомонны в своих отрицательных отзывах. Догилева очень тяжело это переживала и с тех пор вообще перестала читать статьи критиков.

Актриса написала и издала две книги: «Жизнь и приключения Светы Хохряковой» и «Тогда, сейчас и кот Серёжа».

В 2011 году Татьяна принимала участие в украинском шоу «Танцы со звёздами». По результатам голосования жюри и зрителей актриса покинула проект уже после второго выступления. Но зрителям запомнилось надолго, как она смогла зажечь зал в свои-то пятьдесят с лишним лет, садилась на шпагат и становилась в мостик.

Участвовала она и в проекте «Последний герой», рискнув отправиться на необитаемый остров. В шоу Таня не стала победительницей, зато впечатления на всю жизнь получила незабываемые.

Мужья и дети

Первый её супруг Александр работал осветителем на съёмках фильма «Безбилетный пассажир». Там молодые люди познакомились и в 1978 году поженились. Но этот брак оказался недолгим, Таня была всецело поглощена театром и кино, на семью у неё времени не оставалось. Супруги развелись через три месяца.

Снова Татьяна сочетала себя узами брака в 1990 году с сатириком Михаилом Мишиным. В 1994 году у супругов родился единственный ребёнок – дочь Катя. Когда-то актриса не очень хотела иметь детей, но с появлением Катюши стала буквально сумасшедшей мамочкой, опекает дочку всегда и повсеместно, даже иногда чрезмерно.

В 2008 году брак с Михаилом Мишиным распался. Дочь Екатерина сейчас проживает в США. Она училась в Кембридже на актёрских курсах и окончила Американскую академию драматического искусства.

Личная жизнь Татьяны Догилевой

Первый раз Татьяна Догилева вышла замуж в раннем возрасте, сразу после окончания института. Однако актрисе совершенно некогда было заниматься семьей, она была поглощена театром и новой взрослой жизнью, поэтому ее первое замужество продлилось всего три месяца.
В 1990 году Догилева второй раз вышла замуж за известного питерского писателя-сатирика Михаила Мишина. Иногда у пары получался некий творческий тандем. Михаил занимался переводом пьес. Например, «Лунный свет, медовый месяц» перевел именно он. 30 декабря 1994 года у Догилевой и Мишина родилась дочь Катя. Татьяна очень любит дочь, и опекает ее, иногда чрезмерно. Катя увлекается рисованием, она даже нарисовала иллюстрации к книге своего папы Михаила Мишина в серии «Антология сатиры и юмора».

После 18 лет совместной жизни, в 2008 году брак Догилевой и Мишина распался.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: