Детство и юность
16 декабря 1932 года в Москве родился будущий композитор Родион Щедрин. Удивительно, но в тот же день, только намного раньше, появился на свет выдающийся композитор Бетховен.
С первых дней своей жизни Родион просто «утопал» в мире музыки. У его отца, выпускника духовной семинарии, был удивительный дар. Имея абсолютный слух, он с одного раза запоминал музыкальное произведение и мог сыграть его на любом инструменте. Кроме этого, отец любил петь.
Щедрин-младший с раннего детства был очень талантлив. Заметив это, в семье не настаивали на том, чтобы мальчик стал священнослужителем, как его дед. При участии великой актрисы В.Пашенной, он окончил Московскую консерваторию.
У матери композитора, Конкордии Ивановны, не было музыкального образования, но она также была не безразлична к этому прекрасному виду искусства. Его бабушка училась в Смольном институте, где обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным предметом.
Когда юный Родион учился в школе при консерватории, началась война, что сказалось на учебе. Щедрин, как и многие другие ребята, не раз сбегал из дома, чтобы попасть на фронт.
Только стараниями его дяди, который в то время занимал высокий пост, парнишку возвращали домой. Позже другой дядя, брат матери и по совместительству помощник самого Д. Шостаковича, вывез семейство в Куйбышев.
В своих воспоминаниях Щедрин рассказывал, как однажды ему повезло присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии.
Чтобы воспитать в сыне серьезность и степенность, родители приняли решение отправить мальчика на учебу в Нахимовское училище.
Биография[ | ]
Родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыкантов.
Первым учителем музыки стал его отец Константин Михайлович, который был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. «У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Всë, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась… Уж на что у меня память вроде бы неплохая, но рядом с отцом я — ноль» (Родион Щедрин). Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.
Музыкой Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Реально же заниматься игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.
Во время войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший там свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.
Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени В. С. Попова; 1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.
В 1950—1955 годах учился в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (руководитель Ю. А. Шапорин).
Часто выступал с исполнением собственных произведений как пианист.
В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Ушёл из консерватории, войдя в конфликт с партийным руководством теоретико-композиторского факультета.
В 1968 году отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
Скрипач и дирижёр Иегуди Менухин и композитор Родион Щедрин, 1979 год
С 1962 года — секретарь правления Cоюза композиторов СССР. В 1973 году был избран председателем правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя Союза композиторов России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам — отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.
Член Советского комитета защиты мира с 1962 года. Депутат Верховного Совета СССР, член Межрегиональной Депутатской группы (1989—1991). Депутат Верховного Совета РСФСР 6, 9, 10 и 11-го созывов.
Имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получили немало жителей других стран, в том числе России. В основном это были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году литовские паспорта получили первыми из россиян[3].
После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией[4].
Семья[ | ]
- Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894—1955), родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине, под Тулой. Выпускник Московской консерватории (1917), композитор и педагог. В 1935—1941 годах в национальной студии консерватории вёл курс истории музыки.
- Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (дев. Иванова) (1908—1999), экономист, любитель музыки.
- Жена — Майя Михайловна Плисецкая (1925—2015), балерина, балетмейстер, хореограф. Прима-балерина Большого театра. Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1964), народная артистка СССР (1959).
С 1990-х годов супруги жили в Мюнхене (Германия). Как рассказал Щедрин в декабре 2012 года в интервью Владимиру Познеру, детей у него и Плисецкой нет. «Вот станцуем премьеру, не зря же столько репетировали, а потом и подумаем о детях», — говорил он.[источник не указан 307 дней
]
Щедрин и Плисецкая были одной из немногих пар, в которой оба супруга имели почётное звание Народный артист СССР.
Музыкальное образование
Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.
Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.
Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.
Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.
Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.
С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.
Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.
Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.
После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.
Родион Щедрин: “Я не люблю, чтобы женщина командовала”
Родион Щедрин и Майя Плисецкая После Москвы, Петербурга, Берлина, Белграда, Амстердама и Вильнюса 75-летие композитора Родиона Щедрина отметил Париж.
Торжества организовал в своем театре Пьер Карден вместе с компанией V.Dest Productions. Сразу после юбилейного концерта, где собралась парижская элита, корреспонденту “Известий” во Франции выпала редкостная удача — побеседовать одновременно с Майей Плисецкой и с Родионом Щедриным.
— Празднуя ваше 75-летие, Париж оказался на высоте.
Родион Щедрин: Это была полностью инициатива Пьера Кардена. Мой юбилейный марафон закончится только в апреле 2008 года в Китае. Любому человеку по душе такие празднования. Приятно, когда тебя гладят по головке.
— А вас в жизни чаще гладили по головке или давали подзатыльники?
Щедрин: Всякое случалось. Человек не может пройти 75 лет ровной дорогой — обязательно и спотыкается, и оглоблей ему по голове достается. Особенно если учесть, что мы жили в непростой стране. Однако человек так устроен, что все плохое забывает, раны рубцуются, а доброе помнится.
А одним из самых болезненных ударов было запрещение после премьеры балета “Кармен-сюита”. За него меня очень сильно тогда ругали, а сегодня исполняют каждый день в той или иной стране мира.
— Как вы впервые попали во Францию?
Щедрин: С Францией меня свел кинематограф. Я сочинял музыку к первому советско-французскому фильму “Нормандия — Неман”. Это была интернациональная команда. Сценарий писали Эльза Триоле, Шарль Спаак и Константин Симонов, режиссером был француз Жан Древиль.
— А когда состоялась судьбоносная встреча с Карденом? Великий кутюрье однажды мне рассказывал, что Плисецкая вскружила ему голову.
Майя Плисецкая: Может, он и был увлечен, но мне никогда этого не говорил. Дружим мы с 1971 года, когда на театральном фестивале в Авиньоне нас познакомила Надя Леже (жена художника Фернана Леже Надежда Ходасевич. — “Известия”).
— С тех пор Карден вас одевает?
Плисецкая: Да, я и поныне одеваюсь у Пьера Кардена. В этом плане я сохраняю ему абсолютную верность. Я в своей жизни знала стольких модельеров… Но никто, кроме Кардена, мне не нравился. Рядом с ним все слабаки.
— Значит — вы однолюбка?
Плисецкая: Это он гениален, а не я однолюбка. А люблю я только Щедрина. Карден создал мои костюмы для театра и для кино – это царские подарки! Прежде всего, для “Фантазии” на тему тургеневских “Вешних вод”, для “Анны Карениной”, “Чайки” и “Дамы с собачкой”.
Эти костюмы фантастической красоты сейчас находятся в Бахрушинском музее. Что-то есть в Большом и в Мариинке. У Кардена все мои наряды выбираю не я, а Родион. Более того, куда бы я ни шла, я надеваю только то платье, которое он хочет
— То есть вас одевают Карден и Щедрин?
Плисецкая: Деньги всегда платит Щедрин.
Щедрин: Но должен сказать, что и мои костюмы выбирает Майя. Так что мы полностью квиты. Она мне говорит: “Вот этот пиджак ты возьмешь!”
— “Все счастливые семьи похожи друг на друга”, — утверждал классик. Но трудно представить себе, чтобы Плисецкая и Щедрин были так же счастливы, как простые смертные.
Плисецкая: Так и мы тоже смертные.
Щедрин: Мы все-таки с ней иногда пикируемся. Когда Майя выходит на улицу, то не смотрит, какая погода. Я говорю ей: “Ты промокнешь, надень другую обувь”. — “А мне так удобнее”…
Плисецкая: Точно. Ссоры возникают, когда я не то надела: не то пальто, не те ботинки, не ту кофту.
Майя Плисецкая и Пьер Карден
— Часто ли бывают взаимные упреки?
Щедрин: Майя часто меня укоряет: “Опять ты плохо кланялся, нескладно. Публике не поклонился, не улыбнулся. Все улыбался исполнителям”. За это мне иногда попадает.
— Ревнует — значит, любит, говорят в народе. Вам это чувство знакомо?
Плисецкая: Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна.
Щедрин: Не слушайте ее. Майя — человек преувеличений.
— А вы не ревнивый муж?
Щедрин: Ну, что значит “не ревнивый”… Как у Маяковского сказано — нужно ревновать к Копернику. Уж если ревновать Майю, то к Леонардо да Винчи, к Рембрандту…
— Какие слабости вы готовы прощать друг другу?
Плисецкая: Не знаю, надо ли мне саморазоблачаться. Я человек ленивый, хотя все думают, что я работяга.
Щедрин: Она ленивая, это правда.
— Так все россияне немного Обломовы.
Щедрин: Нет, я-то Штольц, думаю.
Плисецкая: Действительно, он совсем не ленивый. Он не позволяет себе лениться ни в чем. У него так много интересных предложений, и все хочется успеть.
— Есть ли в вашей семье лидер?
Плисецкая: Я против матриархата и не люблю, чтобы женщина командовала. Она сразу становится такой неженственной…
Щедрин: Знаете, какое у Майи еще достоинство? У нее биологически нет ни одного мужского гормона. Все — женские. А то смотришь на наших женщин-политиков и не знаешь, каких гормонов у них больше…
— Майя Михайловна, а что больше всего восхищает вас в вашем муже?
Плисецкая: Я восхищаюсь им всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго.
— Вы не обижаетесь, когда вас называют “мадам Щедрин”?
Плисецкая: Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам. А в Германии говорят “фрау Щедрин”.
Щедрин: Когда к Майе пристают, чтобы она дала автограф, я иногда предлагаю свои услуги и пишу в одно слово: “Мужмайиплисецкой”.
— Вас и поныне объединяет страсть к футболу?
Плисецкая: Конечно. Я болею как любитель, а он — как профессионал. Он, словно тренер, все знает. И может дать советы игрокам.
— И кто ваши футбольные кумиры?
Плисецкая: Кумиры-то уходят. Раньше был Зидан. Из тех, кто сейчас играет, — Мирослав Клозе. Поляк по рождению, но всю жизнь живет в Германии, выступает в баварской команде “Байерн”.
Щедрин: А я сейчас очень симпатизирую французу Франку Рибери, который тоже играет за “Байерн”. Мы вообще болеем за эту команду, ходим с друзьями на ее матчи.
— Даете ли вы друг другу профессиональные советы?
Плисецкая: Мне Родион подсказывает в балете. Может, это странно звучит, но у меня не было хороших педагогов. Я как солдат — годен, но не обучен. А он мне всегда говорит по делу: “Вот здесь надо бы попытаться сделать по-другому. Так будет красивее”. Такие советы может давать только хороший педагог. А хороший педагог рождается в тысячу раз реже, чем хорошая балерина.
Щедрин: А я верю ее музыкальному слуху. У меня есть концерт для скрипки, в котором о последних 14 тактах я говорю: “Это ты написала”. Она меня заставила их написать.
“Нельзя это сочинение заканчивать тихо, — сказала Майя. — Нужен эффектный конец”… Когда у нас возникает какая-то проблема — пусть даже в быту, я ей говорю: “Знаешь что, включай свою интуицию!”
— Вы, Майя Михайловна, человек интуиции?
Плисецкая: Только.
— Родион Константинович, вы часто пишете музыку на заказ. Какую музыку вы хотели бы заказать самому себе?
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Плисецкая: Давайте я отвечу на этот вопрос. Есть очень большие произведения, которые Щедрин создал “по собственному заказу”, — например, “Мертвые души”. Сейчас, когда мы живем в Германии, он получает предложения со всего света через свое издательство.
В России всегда говорили: “Ох, вдохновение!” Все это ерунда полная. Баху или Моцарту заказывали произведения, которые надо было сделать за неделю…
Щедрин: … А если не поспеют в срок, не привезут им ни дров, ни пива… У нас превратное представление о заказе. Думают, что это галеры, на которых тебя заковывают в кандалы. Заказ, как правило, — это срок и продолжительность сочинения, а иногда и состав исполнителей. Ничего больше. Ты можешь устремить в этот заказ свои любые мысли, фантазии, музыкальные идеи.
Плисецкая: Жизнь показала, что именно так и надо работать. Это и есть профессионал. Разве Гайдн написал хотя бы одну партитуру без заказа?!
— Правда ли, Майя Михайловна, что вы танцевали в “Лебедином” не то 600, не то 1000 раз?
Плисецкая: В “Лебедином” ровно 800 раз. К сожалению, я не могу сказать, сколько раз я танцевала “Умирающего лебедя”, потому что не считала. Может 50 тысяч, может, 100 тысяч раз.
— Неужели за 100 тысяч раз исполнение не превратилось в рутину?
Плисецкая: Нет, потому что я всегда импровизирую. Мне скучно исполнять одинаково. Для меня всегда имела значение сцена — какая она, покатая или ровная, большая или маленькая, есть рампа или нет, играет ли виолончель, скрипка или арфа, поет ли голос…
— А какая ваша любимая сцена?
Плисецкая: Большой театр. Размер удобный — она большая, но не такая, что не обежишь. Покат такой, какой надо. И доски были очень хорошие. Таких больше нет. Сейчас-то линолеум.
— Некоторые наши звезды утверждают, что играют только для себя — ну еще для нескольких избранных.
Плисецкая: А я всегда танцевала только для публики. Мне не интересно выступать для себя. Плохой публики не бывает — бывает только плохое исполнение. Я за такой балет, который трогает душу и сердце. “Скучно” — вот самое гибельное слово в искусстве.
— Что изменилось в балете за последние полвека?
Плисецкая: Очень многое. Он так же двинулся вперед, как и спорт. Техника у танцовщиков сейчас такая, какая раньше и не снилась. В прошлом, когда кто-то исполнял 32 фуэте, весь мир приходил в волнение, а сейчас делают 100 фуэте, и никто не восторгается…
— Алексей Ратманский уходит с поста худрука Большого. Это потеря для театра?
Плисецкая: Очень жалко, что уходит. У него множество заказов во всем мире. Он полон творческих замыслов, но ему трудно работать еще и как администратору труппы.
— 17 марта исполняется 70 лет со дня рождения Рудольфа Нуреева. Некоторые хореографы утверждают, что он лишь занимался редакцией существующих балетов и ничего своего не создал.
Плисецкая: Я председатель балетного конкурса имени Нуреева, который пройдет в марте в Будапеште. Рудольф сыграл громадную роль в истории балета с начала 60-х годов. У него очень интересная хореография. Он восстановил классику, не испортив ее.
— Лиля Брик была вашей подругой. Но она сотрудничала с органами, а первый председатель КГБ Серов считал Плисецкую английской шпионкой. Нет ли здесь какой-то связи?
Плисецкая: Думаю, что Серов самостоятельно пришел к такому заключению. Он, на мой взгляд, мудрецом совсем не был…
Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома, 1971 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров
Щедрин: Достаточно было трех секунд, чтобы уразуметь, что Майя ни слова не понимает по-английски. Но за ней на протяжение шести лет по 24 часа в сутки гоняли гэбэшный автомобиль с тремя добрыми молодцами. Да еще вмонтировали микрофон у нашей постели…
— Вы не интересовались вашим досье, которое хранится в КГБ?
Плисецкая: Хрущевский зять Виктор Гонтарь, который был директором Киевского оперного театра, говорил, что на меня написаны целые горы доносов. Писали все кому не лень.
— Что вы ждете от президентских выборов в России?
Щедрин: 2 марта мы будем в Москве и пойдем голосовать. В свое время я был членом Межрегиональной депутатской группы. Помните такую? В нее входили Сахаров, Адамович, Собчак, Афанасьев, Рыжов, Егор Яковлев. Мы были дон-кихотами. Пока мы сражались, другие набивали себе карманы.
— А сейчас вы питаете симпатию к какой-либо политической силе?
Щедрин: Мы хотим стабильности в нашей стране. Ее так трясло долгие годы… Люди устали. Сейчас у России есть шанс сохранить стабильность.
Юрий Коваленко, “Известия”
Творчество
Являясь представителем поколения шестидесятых, Щедрин выступал за индивидуальность в творчестве. Он смело уходил от устоявшихся норм и не делал чего-то в угоду критикам. Композитор считал, что музыка всегда должна оставаться музыкой.
Даже если рецензии оказывались нелестными, он не спешил перерабатывать свое произведение. Более того, по утверждениям самого Щедрина, он уже около 20 лет не читает отзывы о своих работах.
Русская классика – это результат колоссального труда выдающихся поэтов и писателей. Родион Константинович предпочитает работать именно по мотивам классических произведений, написанных на «великом и могучем» языке.
Перед ним никогда не стояла проблема выбора национальности ни в жизни, ни в творчестве. Все русское он считает своим – своими истоками, своей культурой, своей ментальностью и языком. Опера, по мнению композитора, это жанр искусства, который был, есть и будет всегда.
Щедрин создавал музыкальные произведения и писал либретто. «Не только любовь» — его первая опера. Помощь в работе над ней оказывал В. Катанян, супруг Л. Брик.
Премьера состоялась в Большом театре. Главную женскую партию исполнила великая оперная певица И. Архипова, дирижировал Е. Светланов. За постановку оперы также брались Б. Покровский и Ю. Александров.
Следующими работами композитора стали оперы «Боярыня Морозова», «Левша» и «Рождественская сказка». «Левшу» Щедрин писал именно для В. Гергиева и легендарной Мариинки.
«Очарованный странник», одна из следующих работ композитора, была посвящена американскому дирижеру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который имеет в своем арсенале три премии «Грэмми». Большой честью для Щедрина был тот факт, что на премьере «Лолиты» за дирижерским пультом стоял великий М. Ростропович.
Среди вокальных произведений Родиона Константиновича стоит о, написанного по мотивам произведения А.С. Пушкина, а также сочинения на стихи А. Твардовского и А. Вознесенского, исполняемые акапельно.
Композитора влекло все новое, поэтому он стремился работать в разных направлениях, а не замыкаться только на академической музыке. В его творческой копилке есть прекрасная музыка, написанная к кинокартинам знаменитого советского режиссера А. Зархи: «Анна Каренина» с участием Т. Самойловой и В. Ланового, «Люди на мосту» с В. Меркурьевым. А знаменитую песню из кинофильма «Высота» знали все, от мала до велика.
Советские режиссеры Ю. Райзман и С. Юткевич не раз обращались к творчеству знаменитого композитора. Не обошлись без его талантливых творений и советские мультипликаторы. Кто не помнит музыку Щедрина в «Колобке» и «Петушке-золотом гребешке»?
Родион Щедрин: «У меня была великая жена, Майя Плисецкая, с которой мне всегда было интересно»
В Петербурге вы обрели свой театр — в Мариинке идет большинство ваших балетов и опер, а «Левша» и «Рождественская сказка» посвящены театру и Валерию Гергиеву.
Я безмерно горд, что Мариинский театр стал моим родным домом. Многие великие оперные и балетные сочинения обрели свою жизнь на этой сцене. Для меня высочайшая честь в какой-то мере к этому ряду примкнуть. Валерий Гергиев с самым добрым вниманием расположен ко всем моим партитурам — это настоящая награда для всякого композитора.
Живете вы в Германии, но остаетесь русским композитором. Где вы ощущаете себя дома — в Москве или Мюнхене?
Россия — моя Родина, мой дом. Быть русским композитором — моя данность, моя культура, мой язык, моя ментальность, мои родители, мои истоки. Это все вместе с кровью моей матери — мое! А в Мюнхен жизнь меня привела, там находится мое музыкальное издательство Schott Music. Права издательства распространяются на весь мир, кроме России, в России права — за мной.
Ваша опера «Очарованный странник» была написана по заказу Нью-Йоркской филармонии, но по повести русского писателя Николая Лескова. Другие сочинения основаны на произведениях Гоголя, Толстого, Набокова. Как вы выбираете те или иные сюжеты?
Русская литература — одна из богатейших в мире. В ней еще бездна нетронутых сокровищ для следующих поколений композиторов. «Очарованный странник» был моим ответом на предложение великого дирижера Лорина Маазеля, который тогда только возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр. Он даже задал мне определенные условия: в пределах полутора часов без антракта, на русском языке и на сюжет, связанный с Россией, чтобы там обязательно была цыганка, церковные песнопения, колокольные звоны. Я ему тут же ответил, что для этого есть замечательный сюжет у Николая Лескова — «Очарованный странник». Он прочел книгу по-английски и отверг. Тогда я предложил ему немецкий перевод Лескова, который гораздо богаче, ярче, выпуклее. Ему понравилось. «Левша» того же автора — одна из моих любимых книг. Я давно мечтал с какой-либо стороны подступиться к ней. Однажды чуть было не договорился писать балет на эту тему, но что-то помешало. И когда Гергиев попросил меня создать оперу для Новой сцены Мариинского, я предложил ему этот сюжет Лескова. Ну, а «Мертвые души» — величайшая книга, своего рода «библия» русского человека, русского характера, русских метаний. Сначала появилась радостная возможность реализовать эту мечту в Большом театре, а после опера была поставлена в Кировском театре с участием Юрия Темирканова.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора сложилась очень удачно. Его верной супругой и истинной музой на протяжении 57 лет была великая русская балерина Майя Плисецкая.
Родион Константинович безумно любил супругу. Не забывая дарить цветы, он часто делал такие подарки, которым можно только позавидовать. Для своей жены и талантливейшей балерины он создал «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» и удивительную «Кармен-сюиту».
Их первая встреча состоялась во время вечера, который Лиля Брик устроила в честь французского актера Ж. Филиппа.
Именно Брик предложила Щедрину присмотреться к очаровательной девушке, которая очень точно напевала музыку из балета, написанного С. Прокофьевым. Тогда они просто познакомились, а вот на свидание пошли только через 3 года. Отпуск, который они провели вдвоем, стал началом их долгой совместной жизни.
Несмотря на то, что Щедрин часто оставался незамеченным в свете сияния славы его супруги, он никогда по этому поводу не огорчался. Плисецкая боготворила супруга и считала, что их встреча – подарок судьбы.
О том, как развивались их отношения, и как зародилась великая любовь, супруги рассказали в своих книгах. Балерина стала автором двух книг: «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Перу ее мужа принадлежат «Автобиографические записи».
К сожалению, детьми гениальная балерина и знаменитый композитор так и не обзавелись. Однажды, присутствуя на передаче В. Познера, Щедрин дал понять, что всю свою жизнь они откладывали появление детей, так как слишком много времени уделяли карьере. Родион Константинович всегда мечтал о детях, но так случилось, что он остался без наследников.
Их пара была настолько известной, что о них ходило много легенд и слухов. Поговаривали, что квартиру в Мюнхене Щедрин получил в подарок от немецкой актрисы Марии Шелл, сестры М. Шелла, бывшего супруга Н. Андрейченко. Композитор подтверждает дружбу с семьей Шеллов, но был ли сделан такой дорогой подарок, он не уточняет.
Когда возникли слухи о том, что якобы актриса пыталась покончить с собой, так как композитор не отвечал ей взаимностью, — он их также не подтвердил.
По его словам, в то время, когда произошло это неприятное событие, он жил в Англии. О том, что случилось, говорилось во всех СМИ.
После смерти Плисецкой в его доме в Мюнхене не осталось иных фотографий, кроме снимков любимой супруги. Хотя одно дорогое ему фото он все же оставил.
На нем Щедрин запечатлен вместе с Леонардом Бернстайном. Он очень уважительно и с трепетом относится к творчеству выдающегося музыканта, считая его человеком, обладающим абсолютной свободой во всем: и в поступках, и в словах, и в чувствах.
Он и Она
Супружеская пара Майя Плисецкая и Родион Щедрин — одна из самых звездных в мире, союз и творческий и любовный. Проживали в Мюнхене и в Москве. 2 октября 2015 года знаменитая балерина Майя Плисецкая и выдающийся композитор Родион Щедрин отметили бы 57 лет со дня свадьбы!
Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились в доме Лили Брик в 1955 году (ему — 22, ей — 29) на одном из приемов, устроенном в честь приезда в Москву Жерара Филипа. Но мимолетная встреча лишь спустя три года переросла в настоящую любовь. Они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.
Что интересно: они одной «масти» — рыжие! О них поначалу думали, что это брат и сестра. Детей у них нет. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены.
Майя Михайловна:
«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала.
Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы.
Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных.
Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго.
Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга. Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология.
Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил.
Мадам Щедрин
Без него жизнь для меня теряет интерес. Я бы за ним и в Сибирь в ту же секунду отправилась. Я бы поехала за ним куда угодно. Куда он захочет.
У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть.
Вы знаете, он ведь мне до сих пор цветы дарит каждый день. Мне это даже неудобно как-то рассказывать, но это правда. Каждый день. Всю жизнь…»
На вопрос, знакомо ли им чувство ревности, Плисецкая отвечала: «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна».
Балерине нравится, когда ее называют «мадам Щедрин». «Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам»
Родион Щедрин сейчас
В 2021 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.
Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.
В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».
В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2021 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.
Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контрактов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.
Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:
Биография Родиона Щедрина
После возвращения в Москву Родион Щедрин продолжил обучение в Московском хоровом училище имени Свешникова (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), которое окончил в 1950 году.
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина.
В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории.
С 1965 по 1969 год Родион Щедрин работал преподавателем Московской консерватории.
По окончании аспирантуры Щедрин имел в своем творческом активе балет «Конек-Горбунок» (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958).
В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение — балет «Кармен-сюиту» (1967), впервые обратился к опере «Не только любовь» (1961), начал серию концертов для оркестра «Озорные частушки» (1963) и «Звоны»(1968), сочинил оратории «Поэтория» (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и «Ленин в сердце народном» (1969), а также 24 прелюдии и фуги.
Щедрин рано завоевал известность в театральных жанрах: его балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», опера «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидел свет балет «Анна Каренина» (1972).
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора. Постановку оперы осуществил в Большом театре в 1977 году режиссер Борис Покровский.
В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкого композитора Иоганна Баха.
В 1980-е годы Щедрин написал балеты «Чайка» (1979) и «Дама с собачкой» (1985), «Автопортрет» для симфонического оркестра (1984). 1000-летию принятия христианства на Руси посвящены «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988) — хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой).
Среди значительных произведений 1990-х годов — опера «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта — для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов — Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.
В 2002 году в нью-йоркском концертном зале «Карнеги-холл » состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем». В декабре того же года в Линкольн-центре в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова.
В 2006 году композитором была закончена «Боярыня Морозова» — русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.
В 2000-х годах Родион Щедрин написал симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008), произведение «Поездка в Айзенштадт» для скрипки и фортепиано (2009), Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для трех органов и трех труб (2010), драматическая сцена для сопрано и симфонического оркестра «Клеопатра и змея» (2011).
Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором была создана концертная пьеса «Чайковский-этюд» для фортепиано, ставшая обязательной в качестве современного произведения.
Специально для Мариинского театра композитором были созданы оперы «Левша» (2013) и «Рождественская сказка» (2015).
Композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, среди них «Высота» (1957), «Коммунист» (1957), «Нормандия — Неман» (1959), «Анна Каренина» (1967), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969).
Родион Щедрин вел активную общественную деятельность. С 1973 по 1990 год занимал пост председателя Союза композиторов РСФСР.
В 1989 году Щедрин был избран в Верховный Совет СССР.
Является автором книг: «Монологи разных лет» (2002) и «Автобиографические записи» (2008).
Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными наградами. В 1981 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Композитор был удостоен Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии России (1992). Награжден российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002), II степени (2007) и IVстепени (2012). Он является лауреатом Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской
Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2009).
В декабре 2012 года Щедрину были вручены диплом и медаль лауреата премии Москвы.
В 2021 году он был награжден медалью «Заслуженный деятель музыкального искусства».
Композитор является почетным профессором Московской консерватории (1997), Санкт-Петербургской консерватории (2005), Пекинской центральной консерватории (2008).
Родион Щедрин с 1958 года был женат на известной балерине Майе Плисецкой (1925-2015).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников