Имя: Анатолий Папанов Отчество: Дмитриевич Где родился актёр – Смоленская область, СССР. Национальность – по отцу русский, по матери – поляк. Годы жизни: 1922-1987. Рост: 184 сантиметров. По гороскопу: собака. По знакам Зодиака: Скорпион.
Популярности этого актёра в СССР и современной России могла бы позавидовать любая голливудская звезда. Биография и личная жизнь Анатолия Папанова – это яркий пример верности служению своей профессии и любимой женщине. Он сам неоднократно говорил про самого себя: «Одна женщина, один театр» (как это несовременно по нынешним меркам, и, кстати, не только в артистической среде). Впрочем, согласно Википедии был в папановской послевоенной жизни ещё театр в Клайпеде, но почему-то про этот период в собственной судьбе любимец отечественной публики предпочитал не афишировать. В советское время это был один из самых узнаваемых деятелей искусств в стране – как внешне, так и по голосу. Фильмы с Анатолием Папановым неизменно давали приличную кассу и пересматривались зрителем по несколько раз. И, между прочим, и сейчас эти большие и маленькие кино-телешедевры прошлого столетия пользуются спросом!
Детство и юность Папанова
Анатолий Дмитриевич Папанов родился в городе Вязьме, что под Смоленском, в семье военного и модистки, день рождения – 31 октября 1922 года. Отец мальчика, Дмитрий Филиппович Папанов, был русским кадровым офицером, а мама, Елена Болеславовна Росковская, полька по происхождению, трудилась в ателье по пошиву платьев и женских шляпок. Интересно, что девушка для того чтобы выйти замуж за любимого, самоотверженно сменила католическую веру на православную.
Маленький Толик просто обожал своих родителей. И как большинство мальчиков тянулся к отцу, стараясь во всём ему подражать. Дмитрий Папанов был наделён неплохими актёрскими данными, участвовал в постановках гарнизонного театра. В некоторых любительских спектаклях, где по сценарию было необходимо присутствие детей, старший Папанов привлекал к выступлениям своих детей – сына и дочку. Постепенно у Толи сформировалась потребность в работе на сцене. Что и предопределило его дальнейшую судьбу.
В 1930 году семейство Папановых перебралось в столицу, где оно получило квартиру на улице Малые Кочки. В школе ученик Толя усердием не отличался. Он хулиганил, шкодил, выше тройки учителя ему не ставили. Получив аттестат зрелости, парень устроился литейщиком в ремонтных мастерских второго Московского шарикоподшипникового завода. А вечерами начал посещать театральную студию. Первым наставником Анатолия стал актёр театра имени Вахтангова Василий Куза – этому человеку Папанов был бесконечно благодарен за обучение азам театрального искусства и за дальнейшее глубокое погружение в профессию. Тогда-то молодой человек и решил, что рождён для сцены.
Папанов во время войны
Когда по радио объявили о вероломном нападении гитлеровских войск на Советский Союз, Папанов отправился в военкомат. Сначала новобранец в течение трёх месяцев осваивал технику стрельбы из зенитных орудий, а затем оказался на войне. В памяти впечатлительного юноши навсегда сохранились ужасы военного времени, тяжкий труд простого солдата, постоянное хождение рядом со смертью на фронте. Однажды под Харьковом старший сержант Папанов вместе с товарищами своей роты попал в окружение, но отчаянно вступил в бой с противником. Почти всё подразделение полегло, и только чудо помогло Анатолию спастись. Он был тяжело ранен, ему ампутировали два пальца на ноге и комиссовали.
Однако Папанов решил не отправляться в тыл. И хотя несколько первых месяцев был вынужден ходить с тростью, он организовал творческий коллектив и объездил с выступлениями множество госпиталей. Концертами артисты старались поддержать боевой дух своих товарищей. Они читали стихи, исполняли песни, разыгрывали сценки, и удостаивались шквала аплодисментов от зрителей. Впоследствии Папанов сумел избавиться от хромоты после занятий с хореографом.
Вернувшись в Москву в 1943 году, демобилизованный солдат отправился в ГИТИС, когда вступительные экзамены уже давно закончились. Но благодаря тому, что в тот год учебное заведение не набрало нужного количества студентов, у Анатолия появился шанс на зачисление. Парня принял у себя в кабинете лично ректор вуза Михаил Тарханов. Его привлекла настойчивость молодого человека. Преподаватель предложил Папанову немедля продемонстрировать свои способности. Парень не стушевался и очень проникновенно прочёл какое-то стихотворение, чем моментально расположил к себе Тарханова. После собеседования юноша был принят в институт, причём сразу же на второй курс. Вот так выглядел Анатолий Папанов в молодости (фото).
Поначалу студент Папанов ничем не выделялся из общей массы однокурсников. Но обратил на себя внимание преподавателей усердием и старательностью. Все они в один голос говорили о несомненном таланте исполнителя. Диплом об окончании вуза Анатолию вручили в 1946 году. Следом он получил приглашения в несколько столичных театров. Претендовали на талантливого актёра МХАТ, Малый театр и ряд других. Но тот с друзьями договорился отправиться в Литву, где проработал целых два года.
Мало кто знал о его инвалидности
Актёр гордился, что он из деревни, всегда говорил: «Я — простой русский деревенский мужик». Обожал природу. Я часто слышал от него: «Поеду на дачу. Если вдруг замена спектакля, ищите меня там». Ехал туда на велосипеде. Особенно ему нравилось бывать на даче осенью, когда все соседи уезжали в Москву.
Я только в последние годы жизни артиста узнал, что он был инвалидом. Мне об этом рассказала Аросева на праздновании годовщины Дня Победы. На войне Папанову оторвало снарядом пальцы на ноге и раздробило кость… У него не было половины ступни. Но сам актёр об этом не говорил. Никогда не хромал, во время спектаклей танцевал, прыгал… Невероятная выдержка!
Первые роли в театре и кино
Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке. В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов».
В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву. Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена.
Тридцатидвухлетний на тот момент исполнитель постарался воспользоваться предоставленным шансом как можно лучше. Сразу было видно, какого это потенциала актёр. Тем не менее, истинно «своей» роли Папанову пришлось ждать ещё три года. И изнурительное ожидание обернулось настоящим триумфом. Задолго до фильма Марка Захарова в семидесятых, актёр блистательно изобразил Кису Воробьянинова на театральных подмостках в спектакле «12 стульев». Зритель, что называется, «пошёл на Папанова». Дело в том, что все предыдущие интерпретаторы образа «отца российской демократии» делали его жалким и не вызывающим ничего, кроме насмешек. В подаче Папанова роль обрела глубину, трагедию, персонажу хотелось искренне сопереживать. А за два года до этого актёр сыграл в ещё одной постановке по произведению Ильфа и Петрова – «Золотой телёнок». Режиссёр Краснянский доверил Папанову роль подпольного миллионера Корейко.
В 1962 году Папанов отыграл Мангана в постановке по достаточно непростой по стилистике и тексту пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля.
Фильмы с участием Папанова
Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. Всё бы ничего, но лента была снята с проката после доклада секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, в котором в частности нещадно критиковался «Человек ниоткуда». Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году.
Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе. Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её.
Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони.
В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке. Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели.
В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором – главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.
Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева («Дайте жалобную книгу»), а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину!» и вовсе стал нарицательным.
Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как:
- контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» (цитаты актёра: «Сядем все!», «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты»),
- юрисконсульт в «Семи стариках и одной девушке»,
- шахматист в «Джентльменах удачи»,
- Ипполит Матвеевич Воробьянинов в «12 стульях»,
- пенсионер-нянька в фильме «По семейным обстоятельствам»,
- городничий в «Инкогнито из Петербурга»,
- Луков-старший в «Отцах и дедах».
Даже в совершенно несмешном фильме о временах гражданской войны «Адъютант его превосходительства» Папанов так своеобразно представил атамана Ангела, что без улыбки, а то и хохота, на этого персонажа смотреть невозможно.
Но, перефразируя одно высказывание, не комедиями едиными. Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», конечно, уникален. Но он обладал таким даром перевоплощения, что был убедителен и в весёлых произведениях, и в совершенно серьёзных. Например, очень толково актёр сыграл бывшего фронтовика-десантника в кинодраме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Или, например, отца одного из главных героев фильма «Вся королевская рать». Если вы не знаете, какого чеховского доктора сыграл в кино Анатолий Папанов, то даём справку: это был доктор Самойленко в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», снятом по повести «Дуэль». Буквально вжился в образ Анатолий Папанов в роли лётчика АН-2 в ленте «Разрешите взлёт!».
Одной из последних работ в фильмографии исполнителя стала картина режиссёра Райзмана «Время желаний». В ней звезде экрана предоставили возможность в который раз перевоплотиться в мягкого, интеллигентного человека, коим являлся по сценарию Владимир Дмитриевич Лобанов. И с этой задачей гениальный артист прекрасно справился.
Последняя роль Анатолия Папанова
«Лебединой песней», последней ролью в кинокарьере Анатолия Дмитриевича стала работа над образом Копалыча в драме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Фильм повествует о трагических событиях начала пятидесятых, на фоне смерти Сталина. После ареста Берии и амнистии нескольких тысяч заключённых, в стране резко повышается уровень преступности. Уголовники чувствуют безнаказанность и творят, что хотят. В одной из деревень на севере влачат существование двое политзаключённых. Это бывший офицер Лузга (роль Валерия Приёмыхова) и бывший инженер Копалыч (в исполнении Папанова). Ушедшие от облавы шестеро бандитов нападают на деревню и захватывают её, убив милиционера и заперев жителей в сарае. Лузга и Копалыч вступают с уголовниками в неравный бой…
Из-за скоропостижной смерти Папанова его персонажа озвучивал другой человек – мастер дубляжа Игорь Ефимов.
Смерть
Жизнь артиста внезапно оборвалась 5 августа 1987 года. Мужчина приехал в Москву после съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…» в Карелии. Он собирался навестить жену в Риге, где у нее в то время были гастроли с театром. После дороги Анатолию Дмитриевичу необходима была ванная, но в доме в этот момент отсутствовала горячая вода. Холодный душ негативно повлиял на сердечно-сосудистую систему Папанова, спровоцировав сердечный приступ, который и стал причиной смерти артиста.
В доме не было никого, кто смог бы вызвать скорую и предотвратить гибель Анатолия Дмитриевича. Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.
Могила Анатолия Папанова
Могила Анатолия Папанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя несколько дней после похорон артиста скончался его друг и коллега Андрей Миронов, который заменил Папанова в гастрольных спектаклях Театра сатиры.
Роли в театре
После первого творческого прорыва Анатолий начал получать больше интересных и значимых ролей в театре. В 1966-м Плучек пригласил его на роль Василия Тёркина в постановке «Тёркин на том свете». В 72-м у того же Плучека Папанов играет Городничего по пьесе Гоголя «Ревизор». Компанию ему в том спектакле составил друг и партнёр по сцене Андрей Миронов в образе Хлестакова.
По телевидению в семидесятые и восьмидесятые неоднократно демонстрировался телеспектакль по пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Маленькие комедии большого дома», состоящего из нескольких законченных по сюжету историй. В последней из них Папанов как всегда изумительно изобразил начальника ЖЭКа Шубина. Который мечтает из жильцов дома создать хор для смотра художественной самодеятельности.
В середине семидесятых актёра задействовал всё тот же режиссёр Плучек в роли Фамусова в постановке «Горе от ума» по одноимённой комедии Александра Грибоедова.
Спустя год состоялась премьера спектакля по пьесе Булгакова «Бег», где Папанову досталась роль Хлудова.
Среди прочих театральных работ:
- «Гнездо глухаря» Розова в постановке Плучека – Судаков;
- «Концерт для театра с оркестром» Горина и Ширвиндта (режиссёр Ширвиндт) – пожарный;
- «Вишнёвый сад» Чехова (Плучек) – Гаев;
- «Родненькие мои» Смирнова (Плучек) – тесть;
- «Рыжая кобыла с колокольчиком» Друцэ (Плучек) – Гицэ.
В 1987 году Анатолий Папанов предпринял попытку самостоятельной постановки. На сцене родного театра он режиссировал спектакль «Последние» по пьесе Горького.
«Песочил» опоздавших
У Папанова был такой характер: какие бы деньги ему ни предлагали, он никогда в жизни театр не предавал. Если молодой артист опаздывал на репетицию, режиссёру и директору не надо было надрываться. «Выдавал ему по полной программе Анатолий Дмитриевич: «Почему мы должны тебя ждать? Если встреча заявлена в 5, значит, в 5 ты должен стоять на сцене!»
Анатолий Дмитриевич был человеком тихим. Однако, сталкиваясь с несправедливостью, мог всё высказать в лицо… Папанова нельзя было «сдвинуть с места», если он принимал решение.
Однажды я был свидетелем, как актёр зашёл в кабинет к Плучеку (в те годы — худруку Театра сатиры. — Прим. ред.). Тот заставлял его принять участие в одном из спектаклей: «Нет, вы будете играть!» На что Папанов резко ответил: «Если я сказал «нет», значит, нет». Развернулся и ушёл.
Сцена из спектакля «Тёркин на том свете». Анатолий Папанов в роли Василия Тёркина, 1966 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн
Толя играл комические роли с серьёзным лицом. Но в зале смеялись до слёз. Помню, как создавался спектакль «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова. Каждый день я стоял в темноте кулис и смотрел, как Папанов репетирует роль министра… Он предлагал своё видение, Плучек после долгих споров злился, уходил. Розов возмущался: «Почему артист командует?!» Но в итоге они поняли, что актёр прав.
Как Папанов играл! Незнающий человек мог сказать, что министр на сцене собственной персоной. Это была настоящая сатира. Три раза партийное начальство закрывало спектакль!
Сцена из спектакля по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», 1983 г. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова
Озвучка
Особой любовью у любителей советского искусства пользуются папановские работы в мультипликации. Конечно, в первую очередь, Анатолий Папанов – Волк. Обаятельный, хоть и нагловатый персонаж из «Ну, погоди!». И пусть по сюжету и Волк, и Заяц не слишком красноречивы, именно их «диалоги» стали эталонными в истории отечественных рисованных фильмов. А мультяшный дуэт Анатолия Папанова и Клары Румяновой – самым крутым.
А вообще, из тех зверей, коих артисту приходилось озвучивать за свою карьеру, можно составить целых зоопарк. Тут вам и несколько крокодилов, и целая стая волков, и немалое количество медведей – добрых и не очень. Были ещё Наг из «Рикки-Тикки-Тави», тигр Шерхан из «Маугли», капитан Гусь из мультика «Козлёнок, который умел считать до десяти», осьминог, дракон, дедушка Осёл, лев и бобёр.
Запомнились зрителю и прочие персонажи с голосом Папанова. Это водяной из «Летучего корабля», репродуктор из «Паровозика из Ромашкова», людоед из «Кота в сапогах». Во многих проектах можно услышать песни артиста. Он, честно говоря, их не сочинял, но пел вдохновенно…
Награды Анатолия Папанова
Кумир миллионов, настоящий талант не был обделён званиями и наградами, что едва ли можно сопоставить с той бесконечно искренней зрительской любовью. В 1958 году актёр Анатолий Папанов удостоился звания заслуженного, а в 1966-м – народного артиста РСФСР. Спустя семь лет он уже стал народным артистом всего Союза.
В 66-м – государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые».
В 89-м Папанов за «Холодное лето 53…» посмертно удостоен государственной премии СССР.
Кавалер нескольких орденов – Октябрьской Революции, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля за работы в фильмах «Живые и мёртвые», «Родная кровь», «Приходите завтра».
В 2013 году стал Почётным гражданином Вяземского района.
Только вот жаль, что Анатолий Папанов за «Ну, погоди!» не был ничем награждён, кроме безмерного обожания со стороны детей и их родителей…
Биография Анатолия Папанова
Анатолий Папанов – народный артист Советского Союза, актер и режиссер. Снялся почти в ста фильмах, большинство из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа. Почти столько же мультипликационных персонажей, которым Папанов подарил свой голос. Самый известный из них, конечно же, Волк из «Ну, погоди!».
На фото: Анатолий Папанов
Знаковыми стали его роли комбрига Серпилина из «Живых и мертвых», Николая Дубинского из «Белорусского вокзала», Кисы Воробьянинова из «12 стульев», Копалыча из «Холодного лета пятьдесят третьего». Именно в этой картине Анатолий Дмитриевич сыграл свою последнюю роль, за которую был удостоен Государственной премии СССР посмертно. Актера не стало летом 1987 года, но его творческое наследие остается нетленным и любимым людьми.
Личная жизнь и семья актёра
В юности Папанов был застенчив, особой коммуникабельностью не отличался, в обществе с девушками робел. Даже с годами природная скромность никуда не исчезала. Уже будучи знаменитым, артист вёл себя скромно и нерешительно. Когда он приобрёл новую «Волгу», то подъезжал на ней не к самому театру, а парковался на некотором расстоянии от него. На вопрос коллег, почему он так поступает, Папанов неизменно отвечал: «Неудобно!», имея ввиду, что многие наши сограждане о личном автомобиле тогда могли только мечтать. При этом Анатолий Дмитриевич отличался поразительным чувством юмора, хотя многие образы его экранных весельчаков не имели ничего общего с реальным Папановым. Интересно, что артист являлся на рабочее место за четыре часа до представления и всегда гримировался самостоятельно. Любимой была роль Судакова в спектакле «Гнездо глухаря».
С личной жизнью у Анатолия Папанова всё было в порядке. Практически через две недели после окончания войны он женился на актрисе Надежде Каратаевой. Молодые люди познакомились в 1943-м, когда оба поступили на учёбу в ГИТИС. Анатолий сразу же запал на симпатичную девчонку. К тому же он быстро нашёл с нею общий язык. Надя тоже побывала на фронте, была медсестрой, повидала многое за годы военного лихолетья. Папановы прожили вместе душа в душу более четырёх десятков лет. И как впоследствии рассказывала Надежда Юрьевна и утверждали очевидцы, практически не ссорились. Даже если и случались мелкие ссоры, супруги умели находить выход из сложившихся ситуаций без оглушительных выяснений отношений и битья посуды, как это бывает в других семьях. Ну а по части верности друг другу Папановы могут послужить достойным примером для всех.
Что касается детей артиста, то в 1954 году у него родился первый и единственный ребёнок – дочь Лена, которой суждено было продолжить семейную династию. В 1976-м девушка поступила на службу в театр имени Ермоловой, где пребывает и по сей день. Время от времени Елена Анатольевна снимается в кино и сериалах. Пусть и без особых достижений, к тому же на фоне гениального отца. А это дочь Анатолия Папанова на фото ниже. Елена подарила родителям двух дочерей – Марию и Надежду, а те – троих правнуков. К сожалению, в октябре 2019 года жена Анатолия Папанова – Надежда Каратаева скончалась. Она пережила своего мужа на тридцать два года.
К сведению, ни Надежда, ни Мария – внучки Анатолия Папанова с кинематографом никак не связаны.
Смерть и память Анатолия Папанова
А теперь к вопросу, в каком году умер любимец публики. 5 августа 1987 года Папанов вернулся домой в Москву со съёмок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». В это время в их микрорайоне произошло плановое отключение горячей воды. Анатолию Дмитриевичу с дороги нестерпимо захотелось принять душ. И он решил обдаться хотя бы холодной водой. Вообще, актёр был довольно закалённым мужчиной, холода не боялся. Но в то время он уже страдал от сердечно-сосудистой недостаточности. Лезть под холодные струи душа было очень рискованно, тем не менее мужчина решился. Печально, что на тот момент кроме самого Папанова, никого из близких не было дома. Причина смерти, отчего умер актёр – это сердечный приступ. Его тело обнаружили не сразу. Время смерти установили судмедэксперты, и о случившемся было объявлено с запозданием. На похоронах многие поклонники рыдали навзрыд.
Память об актёре живет и по сей день:
- Новодевичье кладбище – вот где похоронен актёр. Могила Анатолия Папанова находится на участке №10.
- В Волжском пароходстве числится и эксплуатируется речной круизный теплоход «Анатолий Папанов».
- В 1991-м в Москве, на доме по улице Спиридоновка, где двадцать лет в период с 1967 по 1987 год проживал актёр, установлена мемориальная доска.
- Открыт памятник Папанову в Вязьме в 2012-м в.
- Одна из улиц в Михайловске Ставропольского края названа в честь артиста.
- Фото Папанова в образе Серпилина из фильма «Живые и мёртвые» поместили на почтовую марку СССР 1966 года.
Любовь и память
Анатолий Папанов. / Фото: www.mtdata.ru
Анатолия Дмитриевича не стало жарким днем 5 августа 1987 года. Надежда Юрьевна до сих пор бережно хранит свою любовь. В его кабинете все осталось точно так же, как и при его жизни. А еще она и сегодня служит в Театре сатиры, которому отдал всю свою жизнь ее супруг. Потому что там все связано с ним, все напоминает о нем, а жить без этих воспоминаний для неё невозможно. Она была счастлива и любима больше сорока лет. Она продолжает любить и сейчас, спустя 30 лет после его кончины. Ее любовь сильнее вечной разлуки.
Источник: https://www.kulturologia.ru/blogs/230517/34645/