Феномен стиля: Наталья Аринбасарова

Одна малышка мечтала стать балериной, ей снилось, как она в белой пачке танцует в «Лебедином озере», а все восхищённо следят за её лёгкими порхающими движениями. Эта девочка — Наталья Аринбасарова — вскоре стала знаменитой на весь мир. В детстве она часами делала па перед старым шкафом с потемневшим зеркалом и шила себе пачки из занавесок. Наталья родилась в семье военного, казаха по национальности, и польской беженки. Детей в семье было много, мама весь день хлопотала по дому. Семья кочевала из одного гарнизона в другой, пока, наконец, не осела в родной Алма-Ате.

Балет

Наталья Аринбасарова, биография которой только начиналась, смогла попасть в хореографическое училище. Суждено было сбыться её мечте: через год она попала в список наиболее одарённых детей. Впереди было блестящее будущее и обучение в хореографическом училище при Большом театре.

Наталья Аринбасарова

Очередной медицинский осмотр отнял у Натальи хрустальную мечту: диагноз «порок сердца» прозвучал как приговор. Она понимала, что профессионально балетом заниматься уже не сможет. В училище о диагнозе пока не знали, и девочка всячески пыталась избежать обязательного ежегодного медицинского осмотра. Однажды из-за путаницы с фамилиями она попала на съёмочную площадку к Андрею Кончаловскому. Она сразу же была утверждена на роль в фильме «Первый учитель».

Детство и юность

Родители будущей актрисы познакомились в Москве. Отец Утевле Аринбасаров, казах по национальности, учился в столичной военной академии. У мамы, Марии Жуковской, польские корни. Ее родители бежали из Польши во время первой мировой войны, да так и остались в России.

Актриса Наталья Аринбасарова
Актриса Наталья Аринбасарова

В браке родились две дочери и трое сыновей. Наталья Аринбасарова появилась на свет в сентябре 1946 года в столичном роддоме. Москву Наталья Утевлевна называет родным городом, по которому тосковала, когда в 1956-м семья переехала в Казахстан. В Алма-Ате Наталья Аринбасарова, мечтавшая стать балериной, поступила в хореографическую школу.

Родители Натальи Аринбасаровой
Родители Натальи Аринбасаровой

Через год девочку с группой лучших учеников отправили в Москву, где юные дарования продолжили учебу в хореографическом училище при Большом театре. Наталье Аринбасаровой повезло, она застала золотой век театра. С первого класса юные балетные танцоры участвовали в представлениях. На сцену выходили звезды Галина Уланова, Ольга Лепешинская, первые шаги делала Майя Плисецкая.

В молодости Наталья Аринбасарова занималась балетом
В молодости Наталья Аринбасарова занималась балетом

В училище Наталья Аринбасарова была среди лучших учеников: на государственном экзамене комиссия во главе с Улановой поставила юной балерине «пятерку». Но Наталья, готовясь к дипломному выступлению, уже знала — балетной карьеры ей не видать. В 15 лет, когда девушке удаляли гланды, врачи обнаружили порок сердца.

Первая роль

Первая встреча режиссёра и будущей кинозвезды состоялась при курьезных обстоятельствах, ведь Кончаловский вначале выбрал совсем другую девушку, а в училище забыли записать фамилию и впопыхах решили, что выбрана была Аринбасарова. Когда Наталья вошла к Кончаловскому, он недоумённо посмотрел на закутанную в огромное драповое пальто и замотанную в шарф девушку. Рассмотрев поближе безупречную юную красоту будущей балерины, он тут же решил делать пробы и был поражён тем, как уверенно держалась Наталья перед камерой. Однако впереди у девушки были экзамены, да и после проб ей никто не звонил в течение месяца, она почти расхотела сниматься, когда пришла телеграмма, вызывающая её во Фрунзе на съёмки.

Наталья Аринбасарова фото

Наталья ответила отказом, чем вызвала такой бурный гнев Кончаловского, что он звонил ей и ужасно ругался. Как человек ответственный, Аринбасарова поняла, что подводит режиссёра, и поехала во Фрунзе. Поначалу ей всё действовало на нервы, так как гримёры и режиссёр, обозвав девушку слишком чистенькой, принялись лепить образ деревенской сироты. В первую очередь ей отрезали волосы, вымазали в глицерине и земле, облачили в откровенное рваньё. Взглянув на себя в зеркало, девушка еле сдержала слёзы. Когда же она увидела первый отснятый материал, то была поражена той красотой, которую не смогли испортить короткие всклокоченные волосы и обноски.

Приглашение на роль

Большим ударом для Натальи было известие о том, что врачи поставили ей диагноз «порок сердца». В тот момент она училась в балетном училище и мечтала стать примой Большого театра. Но стало понятно, что этой мечте не суждено сбыться. Девушка почувствовала, что во время занятий у нее не хватает сил, она начинает задыхаться.

Тогда же в училище стали преподавать актерское мастерство, и педагог сказал Аринбасаровой, что у нее большие способности к перевоплощению. И тогда она решила, что для отработки диплома потанцует пару лет, а затем поступит в театральный вуз, чтобы стать драматической актрисой. И вдруг ее приглашают попробоваться в кино и утверждают на главную роль в фильме «Первый учитель». Наталья Утевлевна вспоминает, что это было огромным счастьем для нее.

«Не хочу работать в таком стиле»: почему Тамара Глоба ушла из «Давай поженимся!»

«Сильно тебя любим»: невестка Валерии празднует маленькую дату – 1 месяц дочурке

Блокируют поток положительной энергии: какие предметы нельзя держать в прихожей

Звезда

Так родилась звезда советского кинематографа Аринбасарова Наталья Утевлевна. Дебют был настолько удачным, что девушка была удостоена награды Венецианского кинофестиваля, обойдя Джейн Фонду и Биби Андерсон. Оставив балетное училище, Наталья поступила во ВГИК. Уже с первого курса она начала активно сниматься в кино. Самой яркой и удачной работой тех лет стала «Джамиля» по повести Чингиза Айтматова.

Режиссёры почувствовали: снимая Аринбасарову даже в эпизодической роли, они обрекали свои фильмы на успех. Было в ней что-то, что завораживало зрителей. На съёмочной площадке она вела себя как настоящий профессионал. Могла до бесконечности проигрывать одну и ту же сцену, пока не получался маленький шедевр. Будучи совсем юной, она каким-то шестым чувством ощущала, какой должна стать её героиня, как должна двигаться или говорить. Её внешность говорила сама за себя, и режиссёры любили снимать её крупным планом. Обычный взгляд актрисы был намного красноречивее любого диалога. Наталья Аринбасарова, фото которой в одночасье облетели весь мир и сделали её знаменитой, продолжила работу над собой. Как и все балетные, она обладала удивительным упорством и трудолюбием.

Начало успеха в актерской карьере Натальи Аринбасаровой

Когда девушке было всего 15 лет, она уже была подавлена из-за того, что ей нельзя заниматься любимым делом – балетом. Однако в тот период времени ее вовремя заметил еще тогда молодой режиссер Андрей Кончаловский, имя которого ныне известно всем. Наталья успела получить диплом о том, что она является профессиональной балериной, однако уже тогда целеустремлённая девушка готовилась к своей первой роли в фильме.

Режиссер Андрей Кончаловский пригласил Наталью Аринбасарову сниматься в его фильме «Первый учитель». Сама кинокартина должна была стать дипломной и показательной работой режиссера. Фильм обрел такой грандиозный успех, что Натале Аринбасаровой были открыты все двери для реализации себя в качестве актрисы. Девушке понравилось такое увлечение, и она начала активно сниматься в фильмах. Девушка также выступала и в театральных спектаклях, однако количество сцен уступает количеству фильмов в ее фильмографии.

После вручения кинопремии, Наталья Аринбасарова в столь юном возрасте уже считала себя состоявшейся кинозвездой, как и сам режиссер. Она приняла решение поступать учиться на актрису, и ее приняли туда с первого раза. В отличие от одногруппников, у Натальи Аринбасаровой были свои привилегии. Ее приглашали сниматься и в другие фильмы, и даже в современном мире она продолжает радовать поклонников ролями в совсем новых фильмах.

Годы становления актрисы

Во ВГИКе Наталья попала в мастерскую Сергея Герасимова, который с самого начала благоволил к юной звезде. Он даже снял её в своём фильме «У озера», введя специально в сценарий нового персонажа для Натальи. Она сыграла в кино свою мечту: ей была отведена роль юной балерины, и героиня Аринбасаровой навсегда запомнилась советским кинозрителям.

Наталья Аринбасарова, национальность которой по отцу — казашка, считает себя больше европейской женщиной благодаря столичному образованию, однако порой её взрывной восточный характер даёт о себе знать.

Кинематограф

После того как Наталья узнала о том, что не сможет заниматься карьерой балерины, она начала всерьез задумываться о своем будущем: кем она сможет стать? Куда ей идти и кем работать? Очень много мыслей посещало молодую девушку пока ей не пришло очень заманчивое и судьбоносное предложение. Молодой режиссер Андрей Кончаловский пригласил ее сыграть главную роль в его новом фильме «Первый учитель». Долго не думая, Аринбасарова приняла данное предложение и решила идти по пути актрисы. В 1965 году, после выхода «Первого учителя» Наталья получила множество хвалебных отзывов со стороны критиков и даже смогла стать самой лучшей актрисой советского союза. Таким образом, ей открылись двери в советский кинематограф.

Далее следует еще одна картина от Кончаловского «Ташкент – город хлебный». После этого она приняла участие в фильме «У озера» Сергея Герасимова, «Спокойный день в конце войны» режиссера Никиты Михалкова, «Ночь на 14-й параллели» Владимира Шределя и т.д.

Андрей Кончаловский

Кстати, она сыграла балерину, будучи уже матерью, ведь сразу после съёмок «Первого учителя» актриса Наталья Аринбасарова вышла замуж за Андрея Кончаловского. Через год стала матерью Егора. К сожалению, семейная жизнь с режиссёром не сложилась. Дело в том, что Кончаловский был с самого начала нацелен на то, чтобы уехать за рубеж и творить там. В те времена это было возможно лишь после брака с иностранкой, и Наталья с сыном никак не вписывались в грандиозные планы её супруга.

Несмотря на развод, Наталья Аринбасарова и Кончаловский остались хорошими друзьями, она всегда была ему благодарна за то, что он привёл её в кинематограф и сделал знаменитой. К тому же Андрей был очень внимателен к сыну Егору и сделал возможным его обучение в Кембридже и Оксфорде. Природный талант, унаследованный от обоих родителей, помог ему стать известным режиссёром.

Личная жизнь

Что до личной жизни Натальи Аринбасаровой, у нее она была довольно насыщенной, поскольку артистка побывала замужем трижды. Впервые она вышла замуж за Андрея Кончаловского, который открыл ей “двери” в кинематограф. Наталья была буквально покорена чарами режиссера и после съемок “Первого учителя” пара сыграла свадьбу. Спустя 2 года совместной жизни в их семье родился сын.

Биография и личная жизнь Натальи Аринбасаровой

С Андреем Кончаловским

В браке они пробыли всего 5 лет. Кончаловскому предложили работу за границей, а Наталья не хотела выезжать из России, так как дома она была востребованной актрисой.

Интересно: Алла Казакова: личная жизнь, фото

В 1970 году ее захлестнул новый роман с художником-постановщиком Николаем Двигубским. Пара решила жить вместе в гражданском браке, в котором у них родилась дочь. Влюбленные пробыли вместе всего 10 лет. Причиной разрыва стала эмиграция Двигубского во Францию по приглашению Андрея Кончаловского.

Биография и личная жизнь Натальи Аринбасаровой

Через 2 года после расставания с Николаем, Наталья знакомится с режиссером Эльдаром Уразбаевым. Их роман развивался стремительно и вскоре влюбленные начали жить вместе. На одном из интервью Наталья призналась, что с Эльдаром она себя чувствовала безопасно и комфортно, чего не могла сказать о предыдущих избранниках. Тем более, что мужчина легко нашел общий язык с детьми артистки.

Брак распался в тяжелые 90-е, после 16 лет совместной жизни, когда в стране “царило” безденежье и хаос. Атмосфера в семье стала холодной, и Наталья поняла, что без мужа ей намного легче, нежели с ним.

Биография и личная жизнь Натальи Аринбасаровой

Дочь Катя

Благодаря своей поразительной красоте Наталья Аринбасарова, личная жизнь которой была предметом внимания всей «киношной» тусовки, очень скоро вышла замуж за известного художника и оператора Двигубского. У них родилась дочь Катя, которая впоследствии также стала режиссёром, несмотря на то, что окончила ВГИК, и ей прочили блестящую карьеру романтической актрисы. Девушка оказалась поразительно талантливой, она написала несколько сценариев, много снималась и сама выступила в роли режиссёра.

В 1999 году дочь Натальи Аринбасаровой Катя написала биографическую книгу, которую посвятила своей матери. Книга «Лунные дороги» стала бестселлером, едва увидев свет, так пронзительно была написана судьба казахской девушки, мечтающей о балете и взорвавшей в одночасье все представления о советском кинематографе, дебютировав в «Первом учителе». Наталья Аринбасарова, дети которой получили блестящее образование за рубежом, пошли по стопам своих родителей и подались в кинобизнес, гордится Егором и Катей.

Дочь Натальи Аринбасаровой

Феномен стиля: Наталья Аринбасарова

2 сентября должен стартовать самый престижный киносмотр Европы – Венецианский кинофестиваль. В честь этого в новой рубрике мы решили рассказать о советской актрисе казахско-польского происхождения – Наталье Аринбасаровой, которой удалось получить премию «Вольпи» в 1965 году за свою роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель».

Наталья родилась в Москве, детство провела в Туркмении. О знакомстве своих родителей она говорила так: «Мама и отец познакомились в Москве. Она мне так рассказывала: «Гуляла в парке, и вдруг курсант выскочил и глаза на меня вытаращил». Мама моя – полька, очень красивая женщина. Они поженились, в Москве родились мои старшие братья, затем я». Но свои любимым городом она всегда считала Алма-Ату, куда её семья переехала, когда ей было 10 лет. Необычная внешность, в которой азиатский разрез глаз органично сочетался с высокими, ярко выраженными скулами, позволила снискать ей славу одной из первых красавиц хореографического училища — сначала в Алма-Ате, а затем и Академического хореографического училища при Большом театре в Москве. Там ей удалось застать расцвет театра: Уланова ещё танцевала, только начинали свою карьеру Плисецкая и Лепешинская. «Это не девочка, это – весна!», – говорил про нее руководитель МХУ Леонид Жданов.

Феномен стиля: Наталья Аринбасарова (фото 2)

Балетная карьера складывалась успешно – всё тому благоволило. Но в 15 лет Аринбасарова получает роковую новость – у неё порок сердца. Чтобы окончить училище ей приходилось всячески избегать медицинских проверок, так как тогда бы неминуемо последовало отчисление. Для себя она решила во что бы то ни стало закончить балетное училище, а после поступить в театральный институт, так как ее всегда хвалил педагог по актерскому мастерству. Перед самым выпуском ей неожиданно поступило предложение сняться в главной роли в фильме начинающего и ещё малоизвестного режиссера Андрея Кончаловского.

«Первый учитель» принес Аринбасаровой и Кончаловскому международную известность и славу, и для обоих это была первая серьезная работа в карьере. Для него – первый полнометражный фильм, для неё – первая картина в принципе. Ей не понадобился даже институт, чтобы в одночасье стать звездой – её работу высоко оценили критики по всему Союзу и за рубежом. «Как и сама актриса, героини Аринбасаровой умеют делать выбор. Хрупкость и стойкость, незащищенность и мужество уживаются в характерах её героинь, сплавляясь в живые и яркие образы, освещенные незаурядной личностью самой актрисы. Что-то крайне важное принесла она в кино из той своей «доэкранной» жизни. И не напрасно прошли для неё годы постижения хореографии. Не оттого ли так зрима у неё пауза, не оттого ли, словно боясь упустить даже мгновения, тревожно-внимательно следим мы за её пластикой, выражением глаз», – писала о ней критик Заславская в 1965 году.

Феномен стиля: Наталья Аринбасарова (фото 3)
Андрей Кончаловский и Наталья Аринбасарова

Феномен стиля: Наталья Аринбасарова (фото 4)
к/ф «Первый учитель» к/ф «Первый учитель»

Феномен стиля: Наталья Аринбасарова (фото 6)
к/ф «Первый учитель»

История молодого солдата Дюйшена, вернувшегося в родной аул, чтобы обучать детей, прогремела на весь Союз. Поэтому в 1966 году её отправляют в Венецию, где 18-летняя Аринбасарова представила свою первую роль. Жюри Международного фестиваля в Венеции вручило ей кубок Вольпи – премию за лучшую женскую роль. Награда была тем дороже, что претендовали на неё в тот год такие звезды, как Джейн Фонда, Ингрид Тулин и Джули Кристи. До последнего момента было не известно, поедет ли Аринбасарова в Италию. Об этом сообщили буквально за неделю до отъезда. В спешке сшили два роскошных вечерних туалета – до этого девушка ни разу не примеряла подобных платьев. Наталья Петровна, мать Андрея Кончаловского, дополнила образ палантином из голубой норки и своими драгоценностями. На немногочисленных кадрах с церемонии того года заметно, что Аринбасарова практически не отличается от своих европейских коллег по цеху: наброшенный на плечи палантин, элегантное светлое платье в пол, «бабетта» в стиле Брижит Бардо и аккуратные стрелки в стиле Анны Кариной делали её практически неотличимой от звезд французской «новой волны», захватывавшей тогда Европу. Подвижная, метаморфичная внешность интриговала журналистов – под разным освещением Аринбасарова выглядела по-разному. Удивительна её схожесть с гранд-дамами «новой волны» – ведь для неё это была первая поездка за рубеж, а других каналов знакомства со вкусами и эстетикой той эпохи практически не было.

Если посмотреть на её старые фотографии (к сожалению, их в сеть выложено не так много), становится заметно, что даже в повседневных образах Аринбасаровой отсутствуют признаки той самой «советскости» и типичности мышления. Никаких ситцевых платьев, платков, сшитых вручную костюмчиков. Гораздо чаще на ней можно было увидеть мужские брюки, джинсы, мужские рубашки, свитера крупной вязки. На одной из самых интересных фотографий, иллюстрирующих персональный стиль актрисы, можно увидеть её в капри с высокой талией и широким ремнем, в мужской блузе – вещи классического американского образа из 70-х безупречно смотрелись на Наталье. Свою трогательно-нежную, почти детскую внешность Аринбасарова компенсировала стилем одежды. Чтобы окончательно не превращаться в «цветок», она добавляла каплю маскулинности и андрогинности в свои образы. Никогда не подчеркивала фигуру, уже тогда предпочитала оверсайз.

Чересчур нежная интеллигентная внешность, однако, не мешала получать ей роли девушек из села – той же Алтынай из «Первого учителя» или Маншук из «Песнь о Маншук». «На съемках «Первого учителя» я показалась съемочной группе слишком воспитанной балетной девушкой. Пришлось «фактурить»: на меня надели старую жилетку-чаптаму, которую для пущей убедительности потоптали ногами, прожгли в ней сигаретой дыры, а красивые длинные волосы местами выстригли и сплели в 15 косичек», – рассказывала она.

У Аринбасаровой могла сложиться международная карьера – ей предлагали роли в картине венгерки Марты Мейсарош, были разговоры о съемках в Голливуде. Но ни её, ни её партнера по картине «Первый учитель» Болота Бейшеналиева тогда не выпустили из страны.

Интересно, что спустя годы она осталась верна образу, который выбрала ещё в 18 лет – иссиня-черные волосы с челкой и начесом, а также Я сейчас» и минут на 40 скрылась в ванной комнате, где сделала свою привычную высокую балетную прическу, которую очень любил Андрей, и только после этого вышла к новым родственникам». Таким образом, первый супруг также оказался ответственным и за её узнаваемый фирменный образ.

Сегодня Наталья Аринбасарова живет в Москве и продолжает сниматься – за карьеру у неё случилось более 60-ти картин. Сценарии многих из них – например, «Песнь о Маншук», «Транссибирский экспресс» или «Слабое сердце», писали специально для неё.

Третий брак

Брак с Двигубским, бывший поначалу очень счастливым, через несколько лет дал трещину. Наталья рассталась со вторым мужем, связав свою судьбу с режиссёром Эльдором Уразбаевым. У нового супруга были свои дети, и Наталья сделала всё для того, чтобы они почувствовали любовь и уют в доме отца. Ей было вначале трудновато, однако очень скоро она смогла завоевать любовь детей своего супруга. Их отношения продолжались даже тогда, когда пара распалась.

Аринбасарова с большой любовью вспоминает все свои браки, она рассказывает, что все мужья очень уважительно относились к её профессии, помогали в самосовершенствовании и всегда были рядом в трудную минуту. Она как мудрая восточная женщина всегда была интересна своим супругам, никогда не замыкалась в семейном быту.

Кончаловский очень хорошо относился к Кате, он даже помогал ей, оплачивая часть суммы за учёбу за рубежом. С собственным отцом у Кати поначалу были небольшие проблемы в отношениях, так как девочка требовала к себе внимания и страдала на первых порах из-за развода родителей. Настоящим отцом Катя считает Эльдора, поставившего её на ноги и давшего ей отличное воспитание. Эльдор всегда был рядом в трудную минуту, помогал советом.

Сильная женщина

Когда Наталья рассталась с Двигубским, вернее сказать, он ушёл из семьи, все заботы легли на хрупкие плечи актрисы. Она не только зарабатывала деньги, но была строгой матерью и добытчицей всего дефицитного. Оставшись одна с двумя детьми, она работала с удвоенной силой. С Катей сидеть было некому, пришлось на два года отдать её во французский интернат. И мать, и дочь ужасно переживали этот факт, но другого выхода не было. Позже Двигубский уехал в родную Францию и там женился, а через много лет покончил с собой в своей мастерской. Это было абсолютным шоком для Натальи и её дочери. Самым страшным было то, что ничего не предвещало подобной трагедии, никто не мог объяснить этот роковой поступок.

Актриса Наталья Аринбасарова

Поздние работы

Аринбасарова продолжала работу в кино. Она снялась в огромном количестве картин у известнейших русских режиссёров. В основном это были роли типовые, однако истинный талант актрисы смог сделать их незабываемыми и уникальными. Единственный нетипичный и характерный образ достался ей в кинофильме Панкратова-Чёрного «Система «Ниппель». Наталья играла роль алкоголички, что её несказанно радовало, так как можно было представить грани своего таланта в новом свете. Она долго вживалась в роль, ходила к ближайшему магазину и наблюдала за жизнью деклассированных элементов, подмечала, как они разговаривают, во что одеты. Конечно же, роль получилась интересной, тем более что фильм снимался в тяжёлый период «сухого закона» Горбачёва. Многие эпизодические роли также принесли ей славу, как в фильме «Русская рулетка», где она запомнилась зрителям хрупкой девушкой-каратисткой.

Счастье

Творческая жизнь актрисы бьёт ключом, она постоянно на виду, востребована режиссёрами. Наталья Аринбасарова, биография которой еще в детстве сделала крутой поворот, не боится перемен, ей чуждо копание в прошлом, она радуется каждому мгновению, рядом с ней всем становится тепло и уютно.

Очень интересной оказалась работа в эпопее Мансурова «Сага о древних булгарах». Наталья много выступает, даёт творческие вечера, где рассказывает о своих достижениях и жизненных ситуациях. Она отличный рассказчик, и зрители обожают такие биографические истории, тем более что актриса была близка с многими корифеями российского кинематографа. Сама она рассказывает, что в молодости очень хотела сыграть в Шекспире, она представляла себя Офелией или Джульеттой, но не сложилось, видимо, из-за фактурной внешности. Как её называла бывшая свекровь, мать Андрея Кончаловского, «чистый Гоген».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: