Родители
Раймонд появился на свет 12 января 1936 года в прибалтийском городе Риге в рабочем районе Ильгюциемс.
И дедушка, и папа Раймонда трудились на стеклодувном производстве. Дед, по имени Адольф, начал работать в восьмилетнем возрасте. Несмотря на такую профессию, дедушка обожал музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке.
Папа, Вольдемар Паулс, пришёл на стеклодувный завод в возрасте пятнадцати лет. Производство для здоровья считалось вредным и тяжёлым, но заработки у стеклодувов были неплохие. А какие изумительные они делали вещицы – необыкновенные по красоте конфетницы, фигурные бутылки, яркие вазы. Последние годы перед пенсией папа перешёл в столяры. Да и когда уже вышел на заслуженный отдых, дома постоянно что-то мастерил, подкручивал, чинил, не мог ни минуты находиться без дела. Даже если ничего не нужно было ремонтировать, то садился сочинять стихи или шёл поиграть в народный ансамбль.
Мама, Алма Матильда Броделе, происходила родом из села Светциемс в 130 км от Риги. Всё её образование сводилось к двум начальным классам школы. Вместе с подружкой в 1931 году она перебралась на заработки в Ригу, где девушки сняли комнату и стали обучаться шитью у модной рижской портнихи. Со временем Алма Матильда выучилась самой изящной работе – на нарядных блузах и платьях делала жемчужные и бисерные вышивки.
Родители Раймонда Паулса
Одной из клиенток, Александре Паулс (бабушке Раймонда по отцовской линии), понравилась не только работа девушки, но и она сама – симпатичная, всегда приветливая и очень трудолюбивая. Александра обратила внимание на то, как ловко Алма Матильда справляется со швейной машинкой. Женщина как раз подыскивала помощницу по дому и маленькой мелочной лавке, которая была у Паулсов уже много лет, в ней продавали селёдку, керосин, спички и мыло.
Так Алма Матильда пришла в дом Паулсов в качестве работницы, а спустя год уже была невесткой, старший сын Вольдемар предложил девушке выходить за него замуж. Соседи сразу начали судачить, станет ли этот брак долгим и счастливым, ведь невеста на восемь лет старше жениха. К тому же Алма Матильда была православная, а Вольдемар лютеранин, каждый посещал по выходным свою церковь. Но это никак не отразилось на их счастье, родители Раймонда прожили вместе пятьдесят лет и вырастили двух замечательных и талантливых детей.
У композитора есть младшая сестра Эдите, родилась в 1939 году, сейчас знаменитая в Латвии художник по гобеленам. Раймонд был вторым сыном у Паулсов. Первым родился мальчик Гунар, но он в четырёхмесячном возрасте умер. Пережив такую трагедию, родители всегда испытывали страх за детей. Они никогда об этом не говорили вслух, но очень трепетно относились к Раймонду и Эдите.
Раймонд Паулс: От пьянства я чуть не умер…
Раймонд и Светлана Паулс 42 года вместе.
Не поите пианиста
— Раймонд Волдемарович, вы много лет не употребляете алкоголь. Почему вы решили завязать с выпивкой?
— Я могу рассказать свою историю — музыканта, который играл на танцах. Ко мне подходили люди, угощали, принося пресловутые сто грамм в граненом стакане. Удовольствия никакого, но все равно во время игры принимаешь. И так это нарастало с каждым днем, пил все чаще и чаще. Это превратилось в принципе уже в болезнь. Может, все зависело от слабого характера…
— Ничего себе слабый, если взяли и бросили пить…
— Я говорю про тот период. Тогда я мог прийти пьяным на работу, что было связано с постоянными халтурами — на танцах, в ресторанах и так далее… Выслушивал фальшивые комплименты, и мне все наливали и наливали. Но пришел момент, когда надо было соображать, что делать. Тем более из-за того, что я однажды не пришел на концерт, меня уволили из Рижской филармонии.
Запои могли длиться неделю. И вот тут мои хорошие друзья — актриса нашего национального театра Лидия Фреймане (которой уже, к сожалению, нет) и ее муж Освалд Пастернак (он, к сожалению, трагически тоже ушел из жизни), постоянно говорили мне, чтобы я шел лечиться. Большую роль сыграла и моя жена, убеждая меня покончить с выпивками, лечь в больницу…
Спаси себя сам
— У вас в то время уже родилась дочь. Ей, наверное, тогда был всего годик?
— Да. И я мог потерять не только семью, но и свою жизнь. Впереди маячила пропасть. Так что в один прекрасный день я решился. Меня отвезли в больницу.
— А как проходило лечение?
— Уколы, отбивающие желание выпить, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели две или три. Но перед выпиской мне врачи сказали, что самое тяжелое у меня начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного.
Я смог себя заставить КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗАТЬСЯ даже от таких, казалось бы, невинных соблазнов, как глоток шампанского в кругу друзей или бокал пива. Да, трудно было устоять, но если бы я хоть раз поддался на уговоры, мне пришел бы конец.
Словом, когда вышел из больницы, я понял, что возвращаться в нее снова ни за что не хочу. По-моему, я даже установил какой-то рекорд по бегу — настолько быстро рванул от больницы к трамвайной остановке. С тех пор и не пью.
«Небольшой допинг не помешает»
— Понятно, что у каждого своя жизнь, рецептов универсальных нет. Но тем не менее и в Латвии, и в соседней России у многих из-за пристрастия к спиртному рушатся семьи, карьера…
— Рецептов у меня на сей счет нет. Если не считать совета: если вы превратились в алкоголика и решили завязать с выпивкой, то делать это надо решительно и бесповоротно. На все сто процентов и навсегда. Причем отказаться нужно от всех напитков, в которых есть хоть немного алкоголя, — и от пива, и от вина.
Правда, я завидую тем людям, которые имеют тормоза. Если я бы имел эти тормоза, я бы с удовольствием выпивал. Тем более когда иной раз наслушаешься такого в сейме, невольно возникает желание напиться.
— А я-то думал, что вы вообще противник алкоголя как такового…
— Нет, почему же? Множество людей выпивают по 50 граммов коньяка чуть ли не ежедневно, и ничего. Те же французы, итальянцы, как известно, без вина практически не обедают. Но из-за этого они не стали поголовно алкоголиками. Немного выпить для тонуса в компании — это идеально. Небольшой допинг, чтобы раскрепоститься, не помешает. А я в этот момент сижу в углу — такой мрачный, как обычно (говоря это, Паулс смеется. — Авт.). И мне приходится на все это смотреть. Особенно неприятно, когда люди, переусердствовав с напитками, становятся дураками.
— А правда, что ваша неулыбчивость и несколько специфический юмор, когда вы то ли иронизируете, то ли говорите серьезно, отчасти являются следствием того, что вы отказались от выпивки?
— Ущербным себя не чувствую, если вы это хотели услышать. Да, поначалу, в течение двух-трех лет, было тяжело все время себя сдерживать. А потом, когда привык, я иногда в компаниях даже брал на себя роль тамады.
«У Пугачевой все периодами»
— Интересно, а было ли трудно в те периоды, когда работали с Пугачевой и Леонтьевым? Богема, как мы уже говорили, ведь предполагает застолья?
— Сначала мы ночами у Аллы дома сидели. Кто хотел, тот выпивал, никто никого никогда не принуждал. Может, лишь кто-то по незнанию предлагал мне выпить. Но я извинялся и отказывался. Второй раз предложений больше не поступало.
— А Леонтьев вообще не пьет?
— Нет, он выпивает иногда, но, думаю, ему это нужно для разгрузки.
— А Алла Борисовна?
— У нее периодами все. И от настроения зависит. Она может долгое время сидеть на диете, а потом — вновь расслабиться.
Бронебойная «Прима» — А как курить бросили?
— Курение мне никогда удовольствия не приносило. Оно было связано только с выпивкой. Выпивал, а после этого хотелось закурить. Когда бросил пить, еще пару лет продолжал курить, но и то не докуривая сигарету даже до половины. Постепенно становилось все более и более противно. Сигареты «Прима» без фильтра — это та еще бомба. Так что запреты на курение поддерживаю.
Сок на Новый год
— Вот сейчас пошли чередой праздники: Рождество, Новый год, потом православное Рождество, затем старый Новый год, Татьянин день… Словом, поводов выпить будет превеликое множество. В то время, когда вы еще, что называется, употребляли, как вы боролись с похмельем?
— Если ты наутро начинаешь по новой, плохо дело. Хорошо еще, если все ограничится кружкой пива. У меня так не получалось… Так что, повторюсь, все индивидуально. А запреты — большая глупость. Все эти сухие законы провалились с треском. Стало еще хуже. Другое дело, чтобы люди сами поняли, что напиваться стыдно. Но легко говорить, когда в каждом магазине огромный выбор спиртного и оно на виду. Конечно, это большой бизнес, один из самых прибыльных в мире, но за счет чего и за счет кого зарабатываются эти деньги?
— А в Новый год что вы выпьете в полночь?
— Сок!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Паулса с его будущей женой познакомили в Одессе, когда после концерта знакомые привели к нему за кулисы обворожительную студентку иняза Светлану Епифанову. Потом Раймонд уехал, они переписывались, пока бывшая одесситка не стала рижанкой и женой композитора. Кто знает, если бы не она, что сотворил бы с собой ныне известный на весь мир Маэстро.
Детство
Детские годы будущий композитор провёл в рабочем районе латвийской столицы. На левобережье Даугавы располагались крупные фабрики (стекольная, кожевенная, текстильная), пивоварни, а ещё открывался потрясающий вид на старую Ригу. Когда заканчивался рабочий день, на заводах выла сирена, и женщины с детьми выходили к заборам своих домов встречать мужей.
Район хоть и был промышленным, но очень походил на деревню. Вокруг деревянных домиков были земельные наделы, на которых люди растили лук, тыкву, картошку. Семья Паулсов тоже полным ходом занималась натуральным хозяйством, были у них козочка, корова и свиньи. Дети всегда помогали, собирали с родителями урожай на огороде и носили на рынок корзины с фруктами и ягодами.
Семья Паулсов жила совсем небогато, из детства Раймонд хорошо запомнил, как мама трудилась с утра до вечера. А ещё ей не нравилось у кого-то что-то просить, поэтому в семье держали большой запас мыла, соли, муки, лука и спичек. Мама говорила, это на чёрный день, если всё закончится, чтобы не просить у соседей.
Из детских лет Раймонд до сих пор помнит аромат и вкус потрясающих маминых картофельных блинчиков и клецок. С той поры его предпочтения не сильно поменялись, любимая еда композитора – суп с фрикадельками, кусок ржаного хлеба с салом и лучком и свиная отбивная с жареной картошечкой.
У мамы был прекрасный голос, но она редко пела. А отец, обожавший музыку, как и дед Адольф, организовал с друзьями ансамбль. Мужчины назвали его «МиХаВо», взяв первые две буквы имён участников коллектива – Михаил (играл на гитаре), Харий (на скрипке), Вольдемар Паулс (на барабанах). Музыкантов знали во всём районе, они играли на вечеринках и свадьбах, получали от этого не только удовольствие, но и небольшой приработок. Репетировали в доме Паулсов, поэтому маленького Раймонда с самого детства окружала музыка.
Отец очень хотел, чтобы дети стали талантливыми и свято верил в их счастливое будущее. Трудно сказать, то ли папа смог разглядеть в Раймонде Божью искру, то ли она зажглась в мальчике благодаря сильной отцовской вере. Ему не было и четырёх лет, когда отец купил сыну первую скрипку и отвёл за руку в музыкальный детский сад при Рижском институте. Но преподаватели сразу сказали, что скрипач из него не получится, слишком короткие пальцы, а вот на пианиста можно попробовать поучиться.
Папа стал собирать деньги на пианино, а стоило оно тогда очень дорого. Но вскоре ему повезло, перед войной балтийские немцы стали выезжать из Риги в Германию и распродавали имущество. У одного из таких немцев отец купил пианино. Раймонд помнит тот день, когда в дом привезли это чёрно-белое чудовище. Мальчик называл инструмент так потому, что теперь должен был за ним заниматься, а ему хотелось бегать во дворе с друзьями.
Детство и юность
Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. Семья у будущего маэстро была своеобразная: папа Волдемар Паулс, латыш по национальности, трудился на должности стеклодува, а мама Алма-Матильда после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также оказалась неординарной: до начала семейной жизни Алма-Матильда долго проработала вышивальщицей жемчугом.
Раймонд Паулс в детстве
Музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером творчества известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.
Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.
Образование
В первый класс Раймонд пошёл в самый разгар войны в 1943 году. Учился в начальной школе № 7, рядом с домом, когда-то это заведение окончил и его отец. Вольдемара Паулса на фронт не забирали, ему полагалась бронь. В целях безопасности жену с детьми он отправил из Риги в село Видрижи к родственникам.
После войны, когда вернулись в Ригу, отец считал, что надо навёрстывать упущенное время в занятиях музыкой и нанял Раймонду частных преподавателей. С 1946 года десятилетний мальчик стал заниматься в музыкальной школе Эмила Дарзиня при Латвийской консерватории. Времени на прогулки и друзей почти не оставалось. С утра обычная школа, потом музыкальная, вечером уроки, и допоздна игра на пианино. Даже соседи возмущались, что Вольдемар сыну жизни не даёт с этой музыкой. Но отец никого не хотел слушать, считал, что поступает правильно, представлял Раймонда на сцене и даже слышал шум аплодисментов.
Папа оказался прав. В школе Раймонда стали привлекать к участию в спектаклях как аккомпаниатора. А преподаватели музыки его хвалили и говорили, что у Паулса звучание рояля иное, чем у других учеников.
Однажды во время выступления на школьном вечере подростка охватили совсем новые чувства, он ощутил, что зрители слушают его музыку и им это нравится. Было очень приятно, и этот момент стал переломным в жизни Раймонда. С той поры его не нужно было заставлять заниматься, он сам в любую свободную минуту бежал к роялю.
В 1949 году он окончил семилетнюю школу и перешёл в среднюю. Продолжал заниматься музыкой, с четырнадцати лет с друзьями отца Раймонд играл в ресторанах, в кинотеатрах перед сеансом и даже аккомпанировал немым фильмам. В это время увлёкся джазом. А также почувствовал, что играть каждый вечер одно и то же ему становится неинтересно, появилась тяга к импровизации, и Раймонд начал делать первые шаги в написании музыки.
В 1953 году Паулс поступил в Латвийскую консерваторию, где учился десять лет, сначала по классу фортепиано, потом на отделении композиции.
Семья и дети Раймонда Паулса
Семья и дети Раймонда Паулса являются очень важным звеном в жизни популярного композитора. Он может сделать всё для счастья своих родных людей.
Папа Раймонда был стеклодувом. Мужчина был музыкантом самоучкой. Он играл в свободное время в одной из популярных рижских групп. Большое влияние оказал отец на своего сына. Именно благодаря этому наш герой стал заниматься музыкой.
Мама занималась вышиванием картин. Её работы покупали в большом количестве. Слава о женщине шла по всей Прибалтике. Покупатели приезжали даже из-за границы.
Сестра нашего героя занимается гобеленами. Она часто созванивается с братом, желая ему долгих лет жизни и творческого долголетия.
У популярного композитора есть только одна дочь, которая подарила нашему исполнителю троих детей.
Своими детьми музыкант называет многочисленных детей, которые пели в его группе «Кукушечка». Композитор говорит, что помнит всех юных исполнителей, которые с той поры выросли. Они часто общаются с Раймондом Паулсом. На 80-летний юбилей музыкант получил от бывших членов группы «Кукушечка» подарок. Они записали на диск песни, которые в разные годы пели под руководством нашего героя.
Часто занимается Раймонд Вольдемарович и благотворительной деятельностью. Он участвует в концертах по сбору денежных средств, которые идут на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Творческий путь
На первом курсе консерватории Раймонд с друзьями организовал джазовый оркестр перед Новым 1954 годом, чтобы выступать на празднике. Но прошло время, коллектив не распадался, а, наоборот, набирал популярность в Риге, выступая в Домах культуры.
К 1956 году джазовый оркестр немного расформировали и создали инструментальный ансамбль. В этом же году их музыка впервые прозвучала на Латвийском радио. Вскоре их творчеством заинтересовалось Всесоюзное радио и в Ригу для записи ансамбля приехали работники . Две первые пластинки имели в Советском Союзе очень большой тираж.
В 1957 году коллектив преобразовали в Рижский эстрадный оркестр, который выступал от Латвийской филармонии. Началась череда гастролей по СССР, а в музыкальной карьере Паулс покорял всё новые и новые горизонты:
- После окончания консерватории с 1964 года – художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра, оставался на этой должности семь лет.
- С 1967 года – член Союза композиторов и Союза кинематографистов Латвийской ССР.
- С 1973 года – художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».
- С 1978 года – дирижёр оркестра лёгкой и джазовой музыки на Латвийском телевидении и радио.
- С 1982 года – главный редактор музыкальных передач на Латвийском радио.
- В 1986 году стал инициатором создания Международного конкурса молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавшего до 1992 года.
- С 1989 года министр культуры Латвии.
- С 1993 по 1998 годы – советник по культуре при Президенте Латвии.
- В 2002 году вновь стал инициатором совместно с композитором Игорем Крутым создания Международного конкурса молодых исполнителей в Юрмале «Новая волна».
Увлёкшись политикой, в 1999 году Паулс выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Латвии, но потом снялся с выборов.
Маэстро
Первое плодотворное сотрудничество Паулса было с латвийским поэтом Альфредом Круклисом. Так появились песни:
- «Старая берёза»;
- «Мы встретились в марте»;
- «Зимний вечер».
Всесоюзная известность пришла к Паулсу после песен «Синий лён» и «Листья жёлтые». К середине 1970-х годов с композитором стали сотрудничать поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Впервые Вознесенский согласился писать стихи на готовую музыку, так появились песни «Подбери музыку» (пел Яак Йола) и «Танец на барабане» (пел Н. Гнатюк). Обе эти композиции получали призы на музыкальном фестивале в Сопоте.
После начавшегося сотрудничества с поэтом-песенником Ильёй Резником и певицей Аллой Пугачёвой к Паулсу пришла слава и огромная любовь слушателей к его творчеству. До сих пор родившиеся тогда композиции остаются хитами:
- «Старинные часы»;
- «Маэстро»;
- «Миллион алых роз»;
- «Без меня»;
- «Эй, вы там наверху».
Композитор сотрудничал со многими известными поэтами – Михаилом Таничем, Ларисой Рубальской, Николаем Зиновьевым, Евгением Евтушенко. Их песни пели звёзды советской эстрады – Роза Рымбаева, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Лайма Вайкуле, София Ротару, Лариса Долина, Эдита Пьеха, Ринат Ибрагимов. Очень популярен в Советском Союзе был детский ансамбль «Кукушечка» со своей знаменитой песней «Золотая свадьба» (или «Бабушка рядышком с дедушкой»), музыку к которой написал Паулс.
Раймонд написал много мюзиклов и музыкальных сопровождений к театральным постановкам, кинофильмам, самые известные из которых:
- «Три плюс два»;
- «Театр»;
- «Бармен из «Золотого якоря»;
- «Долгая дорога в дюнах».
Личная жизнь
Во время гастрольного тура с Рижским эстрадным оркестром в Одессе Раймонд познакомился со своей будущей супругой Светланой Епифановой. Высокая красивая одесситка покорила молодого композитора. Летом 1961 года они поженились.
В 1962 году у супругов родилась девочка Анета. Она отучилась в ЛГИТМиК, получила диплом по специальности режиссёра телевидения, живёт и работает в Москве. Замужем за менеджером авиакомпании Мареком Петерсеном. Дочь подарила Раймонду трёх внуков – двух девочек Анну-Марию (1989) и Моник-Ивонн (1994) и мальчика Артура Паулса (1995).
Каждый год 24 декабря накануне Рождества в день рождения своего отца Раймонд приезжает на его могилу на Лачупском кладбище Риги (там же похоронены мама, бабушка с дедушкой). Зажигает свечу, вспоминает родителей и в который раз поражается, как они, малообразованные люди, были так твёрдо уверены в великом будущем детей. И снова благодарит отца за те детские занятия на «чёрно-белом чудовище», которое принесло ему в жизни всё – семью, любовь поклонников, успех, славу и счастье.
Мелодия любви
Раймонд Паулс за роялем.
Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.
Раймонд Паулс и Светлана Епифанова на свадьбе у друзей.
Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он — мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро. Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.