Музыкальный Паулс: кто был настоящей музой знаменитого композитора

Родители

Раймонд появился на свет 12 января 1936 года в прибалтийском городе Риге в рабочем районе Ильгюциемс.

И дедушка, и папа Раймонда трудились на стеклодувном производстве. Дед, по имени Адольф, начал работать в восьмилетнем возрасте. Несмотря на такую профессию, дедушка обожал музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке.

Папа, Вольдемар Паулс, пришёл на стеклодувный завод в возрасте пятнадцати лет. Производство для здоровья считалось вредным и тяжёлым, но заработки у стеклодувов были неплохие. А какие изумительные они делали вещицы – необыкновенные по красоте конфетницы, фигурные бутылки, яркие вазы. Последние годы перед пенсией папа перешёл в столяры. Да и когда уже вышел на заслуженный отдых, дома постоянно что-то мастерил, подкручивал, чинил, не мог ни минуты находиться без дела. Даже если ничего не нужно было ремонтировать, то садился сочинять стихи или шёл поиграть в народный ансамбль.

Мама, Алма Матильда Броделе, происходила родом из села Светциемс в 130 км от Риги. Всё её образование сводилось к двум начальным классам школы. Вместе с подружкой в 1931 году она перебралась на заработки в Ригу, где девушки сняли комнату и стали обучаться шитью у модной рижской портнихи. Со временем Алма Матильда выучилась самой изящной работе – на нарядных блузах и платьях делала жемчужные и бисерные вышивки.


Родители Раймонда Паулса

Одной из клиенток, Александре Паулс (бабушке Раймонда по отцовской линии), понравилась не только работа девушки, но и она сама – симпатичная, всегда приветливая и очень трудолюбивая. Александра обратила внимание на то, как ловко Алма Матильда справляется со швейной машинкой. Женщина как раз подыскивала помощницу по дому и маленькой мелочной лавке, которая была у Паулсов уже много лет, в ней продавали селёдку, керосин, спички и мыло.

Так Алма Матильда пришла в дом Паулсов в качестве работницы, а спустя год уже была невесткой, старший сын Вольдемар предложил девушке выходить за него замуж. Соседи сразу начали судачить, станет ли этот брак долгим и счастливым, ведь невеста на восемь лет старше жениха. К тому же Алма Матильда была православная, а Вольдемар лютеранин, каждый посещал по выходным свою церковь. Но это никак не отразилось на их счастье, родители Раймонда прожили вместе пятьдесят лет и вырастили двух замечательных и талантливых детей.

У композитора есть младшая сестра Эдите, родилась в 1939 году, сейчас знаменитая в Латвии художник по гобеленам. Раймонд был вторым сыном у Паулсов. Первым родился мальчик Гунар, но он в четырёхмесячном возрасте умер. Пережив такую трагедию, родители всегда испытывали страх за детей. Они никогда об этом не говорили вслух, но очень трепетно относились к Раймонду и Эдите.

Раймонд Паулс: От пьянства я чуть не умер…

Раймонд и Светлана Паулс 42 года вместе.

Раймонд и Светлана Паулс 42 года вместе.

Не поите пианиста

— Раймонд Волдемарович, вы много лет не употребляете алкоголь. Почему вы решили завязать с выпивкой?

— Я могу рассказать свою историю — музыканта, который играл на танцах. Ко мне подходили люди, угощали, принося пресловутые сто грамм в граненом стакане. Удовольствия никакого, но все равно во время игры принимаешь. И так это нарастало с каждым днем, пил все чаще и чаще. Это превратилось в принципе уже в болезнь. Может, все зависело от слабого характера…

— Ничего себе слабый, если взяли и бросили пить…

— Я говорю про тот период. Тогда я мог прийти пьяным на работу, что было связано с постоянными халтурами — на танцах, в ресторанах и так далее… Выслушивал фальшивые комплименты, и мне все наливали и наливали. Но пришел момент, когда надо было соображать, что делать. Тем более из-за того, что я однажды не пришел на концерт, меня уволили из Рижской филармонии.

Запои могли длиться неделю. И вот тут мои хорошие друзья — актриса нашего национального театра Лидия Фреймане (которой уже, к сожалению, нет) и ее муж Освалд Пастернак (он, к сожалению, трагически тоже ушел из жизни), постоянно говорили мне, чтобы я шел лечиться. Большую роль сыграла и моя жена, убеждая меня покончить с выпивками, лечь в больницу…

Спаси себя сам

— У вас в то время уже родилась дочь. Ей, наверное, тогда был всего годик?

— Да. И я мог потерять не только семью, но и свою жизнь. Впереди маячила пропасть. Так что в один прекрасный день я решился. Меня отвезли в больницу.

— А как проходило лечение?

— Уколы, отбивающие желание выпить, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели две или три. Но перед выпиской мне врачи сказали, что самое тяжелое у меня начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного.

Я смог себя заставить КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗАТЬСЯ даже от таких, казалось бы, невинных соблазнов, как глоток шампанского в кругу друзей или бокал пива. Да, трудно было устоять, но если бы я хоть раз поддался на уговоры, мне пришел бы конец.

Словом, когда вышел из больницы, я понял, что возвращаться в нее снова ни за что не хочу. По-моему, я даже установил какой-то рекорд по бегу — настолько быстро рванул от больницы к трамвайной остановке. С тех пор и не пью.

«Небольшой допинг не помешает»

— Понятно, что у каждого своя жизнь, рецептов универсальных нет. Но тем не менее и в Латвии, и в соседней России у многих из-за пристрастия к спиртному рушатся семьи, карьера…

— Рецептов у меня на сей счет нет. Если не считать совета: если вы превратились в алкоголика и решили завязать с выпивкой, то делать это надо решительно и бесповоротно. На все сто процентов и навсегда. Причем отказаться нужно от всех напитков, в которых есть хоть немного алкоголя, — и от пива, и от вина.

Правда, я завидую тем людям, которые имеют тормоза. Если я бы имел эти тормоза, я бы с удовольствием выпивал. Тем более когда иной раз наслушаешься такого в сейме, невольно возникает желание напиться.

— А я-то думал, что вы вообще противник алкоголя как такового…

— Нет, почему же? Множество людей выпивают по 50 граммов коньяка чуть ли не ежедневно, и ничего. Те же французы, итальянцы, как известно, без вина практически не обедают. Но из-за этого они не стали поголовно алкоголиками. Немного выпить для тонуса в компании — это идеально. Небольшой допинг, чтобы раскрепоститься, не помешает. А я в этот момент сижу в углу — такой мрачный, как обычно (говоря это, Паулс смеется. — Авт.). И мне приходится на все это смотреть. Особенно неприятно, когда люди, переусердствовав с напитками, становятся дураками.

— А правда, что ваша неулыбчивость и несколько специфический юмор, когда вы то ли иронизируете, то ли говорите серьезно, отчасти являются следствием того, что вы отказались от выпивки?

— Ущербным себя не чувствую, если вы это хотели услышать. Да, поначалу, в течение двух-трех лет, было тяжело все время себя сдерживать. А потом, когда привык, я иногда в компаниях даже брал на себя роль тамады.

«У Пугачевой все периодами»

— Интересно, а было ли трудно в те периоды, когда работали с Пугачевой и Леонтьевым? Богема, как мы уже говорили, ведь предполагает застолья?

— Сначала мы ночами у Аллы дома сидели. Кто хотел, тот выпивал, никто никого никогда не принуждал. Может, лишь кто-то по незнанию предлагал мне выпить. Но я извинялся и отказывался. Второй раз предложений больше не поступало.

— А Леонтьев вообще не пьет?

— Нет, он выпивает иногда, но, думаю, ему это нужно для разгрузки.

— А Алла Борисовна?

— У нее периодами все. И от настроения зависит. Она может долгое время сидеть на диете, а потом — вновь расслабиться.

Бронебойная «Прима» — А как курить бросили?

— Курение мне никогда удовольствия не приносило. Оно было связано только с выпивкой. Выпивал, а после этого хотелось закурить. Когда бросил пить, еще пару лет продолжал курить, но и то не докуривая сигарету даже до половины. Постепенно становилось все более и более противно. Сигареты «Прима» без фильтра — это та еще бомба. Так что запреты на курение поддерживаю.

Сок на Новый год

— Вот сейчас пошли чередой праздники: Рождество, Новый год, потом православное Рождество, затем старый Новый год, Татьянин день… Словом, поводов выпить будет превеликое множество. В то время, когда вы еще, что называется, употребляли, как вы боролись с похмельем?

— Если ты наутро начинаешь по новой, плохо дело. Хорошо еще, если все ограничится кружкой пива. У меня так не получалось… Так что, повторюсь, все индивидуально. А запреты — большая глупость. Все эти сухие законы провалились с треском. Стало еще хуже. Другое дело, чтобы люди сами поняли, что напиваться стыдно. Но легко говорить, когда в каждом магазине огромный выбор спиртного и оно на виду. Конечно, это большой бизнес, один из самых прибыльных в мире, но за счет чего и за счет кого зарабатываются эти деньги?

— А в Новый год что вы выпьете в полночь?

— Сок!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Паулса с его будущей женой познакомили в Одессе, когда после концерта знакомые привели к нему за кулисы обворожительную студентку иняза Светлану Епифанову. Потом Раймонд уехал, они переписывались, пока бывшая одесситка не стала рижанкой и женой композитора. Кто знает, если бы не она, что сотворил бы с собой ныне известный на весь мир Маэстро.

Детство

Детские годы будущий композитор провёл в рабочем районе латвийской столицы. На левобережье Даугавы располагались крупные фабрики (стекольная, кожевенная, текстильная), пивоварни, а ещё открывался потрясающий вид на старую Ригу. Когда заканчивался рабочий день, на заводах выла сирена, и женщины с детьми выходили к заборам своих домов встречать мужей.

Район хоть и был промышленным, но очень походил на деревню. Вокруг деревянных домиков были земельные наделы, на которых люди растили лук, тыкву, картошку. Семья Паулсов тоже полным ходом занималась натуральным хозяйством, были у них козочка, корова и свиньи. Дети всегда помогали, собирали с родителями урожай на огороде и носили на рынок корзины с фруктами и ягодами.

Семья Паулсов жила совсем небогато, из детства Раймонд хорошо запомнил, как мама трудилась с утра до вечера. А ещё ей не нравилось у кого-то что-то просить, поэтому в семье держали большой запас мыла, соли, муки, лука и спичек. Мама говорила, это на чёрный день, если всё закончится, чтобы не просить у соседей.

Из детских лет Раймонд до сих пор помнит аромат и вкус потрясающих маминых картофельных блинчиков и клецок. С той поры его предпочтения не сильно поменялись, любимая еда композитора – суп с фрикадельками, кусок ржаного хлеба с салом и лучком и свиная отбивная с жареной картошечкой.

У мамы был прекрасный голос, но она редко пела. А отец, обожавший музыку, как и дед Адольф, организовал с друзьями ансамбль. Мужчины назвали его «МиХаВо», взяв первые две буквы имён участников коллектива – Михаил (играл на гитаре), Харий (на скрипке), Вольдемар Паулс (на барабанах). Музыкантов знали во всём районе, они играли на вечеринках и свадьбах, получали от этого не только удовольствие, но и небольшой приработок. Репетировали в доме Паулсов, поэтому маленького Раймонда с самого детства окружала музыка.

Отец очень хотел, чтобы дети стали талантливыми и свято верил в их счастливое будущее. Трудно сказать, то ли папа смог разглядеть в Раймонде Божью искру, то ли она зажглась в мальчике благодаря сильной отцовской вере. Ему не было и четырёх лет, когда отец купил сыну первую скрипку и отвёл за руку в музыкальный детский сад при Рижском институте. Но преподаватели сразу сказали, что скрипач из него не получится, слишком короткие пальцы, а вот на пианиста можно попробовать поучиться.

Папа стал собирать деньги на пианино, а стоило оно тогда очень дорого. Но вскоре ему повезло, перед войной балтийские немцы стали выезжать из Риги в Германию и распродавали имущество. У одного из таких немцев отец купил пианино. Раймонд помнит тот день, когда в дом привезли это чёрно-белое чудовище. Мальчик называл инструмент так потому, что теперь должен был за ним заниматься, а ему хотелось бегать во дворе с друзьями.

Детство и юность

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. Семья у будущего маэстро была своеобразная: папа Волдемар Паулс, латыш по национальности, трудился на должности стеклодува, а мама Алма-Матильда после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также оказалась неординарной: до начала семейной жизни Алма-Матильда долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Раймонд Паулс в детстве
Раймонд Паулс в детстве

Музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером творчества известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.

Образование

В первый класс Раймонд пошёл в самый разгар войны в 1943 году. Учился в начальной школе № 7, рядом с домом, когда-то это заведение окончил и его отец. Вольдемара Паулса на фронт не забирали, ему полагалась бронь. В целях безопасности жену с детьми он отправил из Риги в село Видрижи к родственникам.

После войны, когда вернулись в Ригу, отец считал, что надо навёрстывать упущенное время в занятиях музыкой и нанял Раймонду частных преподавателей. С 1946 года десятилетний мальчик стал заниматься в музыкальной школе Эмила Дарзиня при Латвийской консерватории. Времени на прогулки и друзей почти не оставалось. С утра обычная школа, потом музыкальная, вечером уроки, и допоздна игра на пианино. Даже соседи возмущались, что Вольдемар сыну жизни не даёт с этой музыкой. Но отец никого не хотел слушать, считал, что поступает правильно, представлял Раймонда на сцене и даже слышал шум аплодисментов.

Папа оказался прав. В школе Раймонда стали привлекать к участию в спектаклях как аккомпаниатора. А преподаватели музыки его хвалили и говорили, что у Паулса звучание рояля иное, чем у других учеников.

Однажды во время выступления на школьном вечере подростка охватили совсем новые чувства, он ощутил, что зрители слушают его музыку и им это нравится. Было очень приятно, и этот момент стал переломным в жизни Раймонда. С той поры его не нужно было заставлять заниматься, он сам в любую свободную минуту бежал к роялю.

В 1949 году он окончил семилетнюю школу и перешёл в среднюю. Продолжал заниматься музыкой, с четырнадцати лет с друзьями отца Раймонд играл в ресторанах, в кинотеатрах перед сеансом и даже аккомпанировал немым фильмам. В это время увлёкся джазом. А также почувствовал, что играть каждый вечер одно и то же ему становится неинтересно, появилась тяга к импровизации, и Раймонд начал делать первые шаги в написании музыки.

В 1953 году Паулс поступил в Латвийскую консерваторию, где учился десять лет, сначала по классу фортепиано, потом на отделении композиции.

Семья и дети Раймонда Паулса

Семья и дети Раймонда Паулса являются очень важным звеном в жизни популярного композитора. Он может сделать всё для счастья своих родных людей.

Папа Раймонда был стеклодувом. Мужчина был музыкантом самоучкой. Он играл в свободное время в одной из популярных рижских групп. Большое влияние оказал отец на своего сына. Именно благодаря этому наш герой стал заниматься музыкой.

Мама занималась вышиванием картин. Её работы покупали в большом количестве. Слава о женщине шла по всей Прибалтике. Покупатели приезжали даже из-за границы.

Сестра нашего героя занимается гобеленами. Она часто созванивается с братом, желая ему долгих лет жизни и творческого долголетия.

У популярного композитора есть только одна дочь, которая подарила нашему исполнителю троих детей.

Своими детьми музыкант называет многочисленных детей, которые пели в его группе «Кукушечка». Композитор говорит, что помнит всех юных исполнителей, которые с той поры выросли. Они часто общаются с Раймондом Паулсом. На 80-летний юбилей музыкант получил от бывших членов группы «Кукушечка» подарок. Они записали на диск песни, которые в разные годы пели под руководством нашего героя.

Часто занимается Раймонд Вольдемарович и благотворительной деятельностью. Он участвует в концертах по сбору денежных средств, которые идут на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Творческий путь

На первом курсе консерватории Раймонд с друзьями организовал джазовый оркестр перед Новым 1954 годом, чтобы выступать на празднике. Но прошло время, коллектив не распадался, а, наоборот, набирал популярность в Риге, выступая в Домах культуры.

К 1956 году джазовый оркестр немного расформировали и создали инструментальный ансамбль. В этом же году их музыка впервые прозвучала на Латвийском радио. Вскоре их творчеством заинтересовалось Всесоюзное радио и в Ригу для записи ансамбля приехали работники . Две первые пластинки имели в Советском Союзе очень большой тираж.

В 1957 году коллектив преобразовали в Рижский эстрадный оркестр, который выступал от Латвийской филармонии. Началась череда гастролей по СССР, а в музыкальной карьере Паулс покорял всё новые и новые горизонты:

  • После окончания консерватории с 1964 года – художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра, оставался на этой должности семь лет.
  • С 1967 года – член Союза композиторов и Союза кинематографистов Латвийской ССР.
  • С 1973 года – художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».
  • С 1978 года – дирижёр оркестра лёгкой и джазовой музыки на Латвийском телевидении и радио.
  • С 1982 года – главный редактор музыкальных передач на Латвийском радио.
  • В 1986 году стал инициатором создания Международного конкурса молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавшего до 1992 года.
  • С 1989 года министр культуры Латвии.
  • С 1993 по 1998 годы – советник по культуре при Президенте Латвии.
  • В 2002 году вновь стал инициатором совместно с композитором Игорем Крутым создания Международного конкурса молодых исполнителей в Юрмале «Новая волна».

Увлёкшись политикой, в 1999 году Паулс выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Латвии, но потом снялся с выборов.

Маэстро

Первое плодотворное сотрудничество Паулса было с латвийским поэтом Альфредом Круклисом. Так появились песни:

  • «Старая берёза»;
  • «Мы встретились в марте»;
  • «Зимний вечер».

Всесоюзная известность пришла к Паулсу после песен «Синий лён» и «Листья жёлтые». К середине 1970-х годов с композитором стали сотрудничать поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Впервые Вознесенский согласился писать стихи на готовую музыку, так появились песни «Подбери музыку» (пел Яак Йола) и «Танец на барабане» (пел Н. Гнатюк). Обе эти композиции получали призы на музыкальном фестивале в Сопоте.

После начавшегося сотрудничества с поэтом-песенником Ильёй Резником и певицей Аллой Пугачёвой к Паулсу пришла слава и огромная любовь слушателей к его творчеству. До сих пор родившиеся тогда композиции остаются хитами:

  • «Старинные часы»;
  • «Маэстро»;
  • «Миллион алых роз»;
  • «Без меня»;
  • «Эй, вы там наверху».

Композитор сотрудничал со многими известными поэтами – Михаилом Таничем, Ларисой Рубальской, Николаем Зиновьевым, Евгением Евтушенко. Их песни пели звёзды советской эстрады – Роза Рымбаева, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Лайма Вайкуле, София Ротару, Лариса Долина, Эдита Пьеха, Ринат Ибрагимов. Очень популярен в Советском Союзе был детский ансамбль «Кукушечка» со своей знаменитой песней «Золотая свадьба» (или «Бабушка рядышком с дедушкой»), музыку к которой написал Паулс.

Раймонд написал много мюзиклов и музыкальных сопровождений к театральным постановкам, кинофильмам, самые известные из которых:

  • «Три плюс два»;
  • «Театр»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Долгая дорога в дюнах».

Личная жизнь

Во время гастрольного тура с Рижским эстрадным оркестром в Одессе Раймонд познакомился со своей будущей супругой Светланой Епифановой. Высокая красивая одесситка покорила молодого композитора. Летом 1961 года они поженились.

В 1962 году у супругов родилась девочка Анета. Она отучилась в ЛГИТМиК, получила диплом по специальности режиссёра телевидения, живёт и работает в Москве. Замужем за менеджером авиакомпании Мареком Петерсеном. Дочь подарила Раймонду трёх внуков – двух девочек Анну-Марию (1989) и Моник-Ивонн (1994) и мальчика Артура Паулса (1995).

Каждый год 24 декабря накануне Рождества в день рождения своего отца Раймонд приезжает на его могилу на Лачупском кладбище Риги (там же похоронены мама, бабушка с дедушкой). Зажигает свечу, вспоминает родителей и в который раз поражается, как они, малообразованные люди, были так твёрдо уверены в великом будущем детей. И снова благодарит отца за те детские занятия на «чёрно-белом чудовище», которое принесло ему в жизни всё – семью, любовь поклонников, успех, славу и счастье.

Мелодия любви

Раймонд Паулс за роялем. / Фото: www.kommersant.ru

Раймонд Паулс за роялем.

Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова на свадьбе у друзей. / Фото: www.itogi.ru

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова на свадьбе у друзей.

Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он — мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро. Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: